On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

1. Введение

Понятие «системы» имеет широкое толкование в различных отрас­лях науки. Это объясняется и сложностью системного образования и различными целями исследования. Одним из первых в нашей лите­ратуре дал определение понятия «системы» В.Н. Садовский. Проана­лизировав различные определения системы, он пришел к выводу, что под нею необходимо понимать «упорядоченное определенным обра­зом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образую­щих целостное единство». По его мнению, существенными признака­ми системы являются: множественность элементов (не менее двух): существование связей; целостный характер данного образования. Си­стемы могут составлять - технические устройства, биологические ор­ганизмы и общественные образования. В связи с этим их можно раз­делить на три типа: механические, биологические и социальные.

Социальные системы, в отличие от других, получивших програм­му своего поведения извне, самоурегулированы, что внутренне при­суще обществу на любой ступени его развития.

Социальная система как целостная совокупность обладает специ­фическими устойчивыми качественными. Эти характеристики позво­ляют различать между собой социальные системы и носят названия системных признаков.

Следует отличать понятия «признаки системы» и «системные при­знаки». Первое характеризует основные черты системы, т. е. те осо­бенности общества, социальной группы, коллектива, которые дают нам основание называть данное социальное образование системой.

Система - это два или более элементов, определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих, образующих при этом цело­стное единство, обладающие специфическими свойствами.

Социальную систему отличает от других типов систем наличие це­ли, объединяющей людей.

Система - это целостное единство структурно расчлененных, но взаимосвязанных элементов, реализующих опре­деленные функции в условиях конкретной внешней среды. При этом связь между всеми элементами самой системы прочнее, чем связь любого элемента системы с элементами иной системы, в том числе с элементами внешней среды. Данная особенность и позволяет про­водить границы между различными системами, а также отделять си­стему от среды функционирования.

Система является сложным образованием. Она включает в себя следующие элементы: субъект управления (управляющая система): объект управления (управляемая система); прямые и обратные связи: внешняя среда функционирования.

Каждый субъект управления может одновременно быть и объек­том управления в зависимости от условий его деятельности и места в системе управления.

Системный анализ - это прагматическое, прикладное примене­ние идей и метод системного подхода к решению конкретных задач.

Системный подход в настоящее время проникает во все области научного знания и человеческой деятельности как наиболее плодо­творной путь исследования по решению сложных проблем.

К функциональным особенностям системы управления относятся: детерминированность эле­ментов системы, динамичность, наличие управляющего параметра в системе, усилительные свойства и наличие обратной связи.

Детерминированность элементов системы означает четкую оп­ределенную взаимосвязь и взаимозависимость элементов в системе. Практически это выражается в определении функций всей системы и каждого из ее элементов.

Динамичность (устойчивость и вариативность) означает способ­ность сохранять управляемость в процессе преодоления дезоргани­зующих воздействий.

Наличие управляющего параметра в системе необходимо для реального руководства ею. Субъект управления может эффективно выполнять свой обязанности, если ему предоставлены необходимые полномочия (права и обязанности); у него имеются соответствующие субъективные качества (образование, знание, опыт и т. п.); он обеспе­чен материально-техническими средствами и достаточным временем.

Усилительное свойство необходимо каждой системе управле­ния для беспрепятственного доведения управляющего воздействия к объекту и получение от него сигналов обратной связи, несмотря на возможные объективные трудности. Эти трудности могут выражаться в отрицательном действии следующих так называемых информацион­ных барьеров;

территориального (сложность взаимосвязи из-за большой терри­тории):

ведомственного (различные критерии оценки деятельности служб):

организационного связанного с финансовым, материальным и людским обеспечением):

смыслового (ясная, четкая и грамотная информация); психологического (учет личных психологических качеств сотруд­ников).

Способность обратной связи ~ наиболее важное требование к организациям системы. Оно входит составной частью во все выше­перечисленные, т.к. суть обратной связи заключена в циркулировании информации.

Главная       Вперёд