On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

4. Материальные и правовые гарантии свободы выборов

Материальные гарантии свободы выборов тоже имеют существенное значение. Основные расходы по выборам государство берет на себя. В то же время гл. 6 Положения о выборах в Государственную думу даже формально не гарантирует фактического материального равенства кандидатов в депутаты, что является серьезным минусом в аспекте демократизма выборов. Данная проблема нуждается в серьезной доработке. Формальный контроль, предусмотренный Положениями о выборах, не способен ее решить. Очевидно, значительная разница в расходах на выборы между кандидатами и блоками тоже должна быть сведена к минимуму. Кандидаты в депутаты пользуются правом бесплатного проезда на всех видах пассажирского транспорта (в установленных пределах), а также правом на одно бесплатное выступление по государственному телевидению и одно выступление по государственному радио.

Правовые гарантии, или санкции как вид гарантий, свободы выборов называются так потому, что свобода выборов обеспечивается исключительно юридическими способами. К ним относятся:

а) право граждан на обжалование неправильностей в списке избирателей;

б) закрепление Положениями о выборах неприкосновенности. кандидатов в депутаты;

в) запрещение выборной агитации за или против кандидата в депутаты в день выборов;

г) признание недействительными выборов, проведенных с нарушением положений о выборах;

д) право окружных комиссий аннулировать выдвижения кандидата в депутаты, если он ведет предвыборную кампанию, грубо нарушая Положение о выборах и этические нормы;

е) право кандидатов в депутаты обжаловать в суд результаты выборов;

ж) привлечение к уголовной ответственности лиц, виновных в грубом нарушении избирательных прав граждан и Положений о выборах. Так, ст. 46 и 47 Положения о выборах депутатов в Государственную думу ; специально посвящены ответственности за эти нарушения. А в Уголовном кодексе РФ ст. 132 и 133 предусматривают уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательного права и за подлог избирательных документов или неправильный подсчет голосов. В 1990 г. в России шести гражданам были вынесены обвинительные приговоры по ст. 133 УК РФ.

Следует отметить, что Положения о выборах не предоставляют права окружным комиссиям аннулировать выдвижение кандидата в депутаты, если он ведет избирательную кампанию с нарушением Положения о выборах и этики. Это право закреплялось в законах о выыорах 1989 г. В Положения или законы о выборах следует включить статью, обязывающую кандидатов в депутаты представлять в центральную или окружную избирательные комиссии декларацию о своих доходах, сведения об имущественном состоянии. Копии таких документов надо направлять в соответствующую налоговую инспекцию, которую следует обязать в месячный срок дать ответ о достоверности сведений, представленных кандидатом в депутаты. В случае непредставления данных документов или дачу заведомо ложных сведений, названные комиссии должны иметь право аннулировать выдвижение таких кандидатов в депутаты.

Нельзя не обратить внимания и на легитимность избрания представительных органов государственной власти субъектов федерации, за исключением республик. Если конституционность Федерального собрания была обеспечена синхронностью выборов и принятия Основного Закона, то выборы законодательных органов субъектов федерации проводятся в иных условиях, когда уже принята новая Конституция, избран и работает новый парламент.

Не включчть их в регулирование избирательного процесса едва ли правомерно. Поэтому снять проблему законности не могут Основные положения о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, утвержденные Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. Где это видано, чтобы органы исполнительной власти присваивали себе право определять порядок формирования законодательных органов и даже названия их? Такая практика вступает в противоречие с п. 3 ст. 5, и. "а" ст. 72, и. 1 ст. 77 Конституции РФ и принципом разделения властей, который закреплен ст. 10 Конституции России. Сомневаясь в легитнмности выборов, Государственная дума 11 февраля 1994 г. приняла постановление "О правовой основе выборов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и обеспечении избирательных прав граждан". Государственная дума ставит перед исполнительными органами власти скромныы, но невыполнимые с точки зрения права задачи, так как выборы субъектов федерации должны состояяься на основе положений, приняяых исполнительными органами власти. Очевидно, что только Государственная дума может ввести выборы в легитимное русло. Она просто обязана устранить правовой вакуум и принять постановление, коим утвердить Временное положение о выборах представительных органов государственной власти субъектов федерации (за исключением республик) и рекомендовать, как лучше их назвать. Здравый смысл подсказывает необходимость иметь, по крайней мере в краях и областях, единые по названию, структуре и полномочиям, представительные органы государственной власти, что будет соответствовать требованиям ст. 5 Конституции РФ.

Возможные возражения и ссылки на Конституцию, которая текстуально не предусматривает эти полномочия Государственной думы, лишены оснований, так как она призвана устранять пробелы далеко не идеального нашего законодательства. Можно подумать, что у мэрии Москвы больше прав, чем у Государственной думы! Какими соображенияяи можно объяснить разночтения п названии представительных органов государственной власти субъектов федерации: в Москве законодательный орган называется Городской думой, в Санкт-Петербурге - Городским собранием, в Ульяновской области - областным Законодательным собранием (состоящим к тому же из двух палат).

В Совет федерации согласно ст. 95 Конституции входят "по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти". Стало быть, в эту палату могут войти никем не избранные представители субъектов федерации. Борьба за власть зачастую выходит за разумные пределы. Сейчас достаточно много кандидатов в депутаты с номенклатурным мышлением претендуют на избрание не в один представительный орган государственной власти, а сразу в несколько. Поэтому по Временном положении обязательно следует особо оговорить, что одно и то же лицо не может являться депутатом двух или более представительных органов государственной власти, за исключением лиц, которые по должности будут входить в Совет федерации. В ближайшей перспективе Государственной думе, видимо, предстоит внести в Конституцию поправку в виде самостоятельной главы под названием "Избирательная система" либо принять конституционный закон "Избирательная система Российской Федерации". Из текста проекта Конституции почему-то "выпала" глава об избирательной системе. Видимо, у составителей проекта явно не хватило времени для качественной ее проработки.

Вне всякого сомнения гарантии подлинной свободы выборов должны создавать необходимые условия для беспрепятственного и эффективного использования гражданами своих избирательных прав, реализация которых в период радикальных реформ должна превратить выборы в подлинный акт народного суверенитета.

Назад       Главная       Вперёд