On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

6. Заключение, литература

Организацию власти в нашей стране характеризует не только соответствующее распределение полномочий между Президентом, парламентом и Правительством, но и структура органов, обеспечивающих реальное осуществление полномочий Президента. Судебная палата - один из таких органов, обеспечивающих полномочия Президента в информационном пространстве России. Будущее покажет, насколько социально полезным окажется этот организационно-правовой опыт, имеющий важную и добрую цель - защищать свободу массовой информации, обеспечивать информационные права граждан, соблюдение этических и правовых норм журналистами.

Способы голосования и порядок определения результатов выборов находятся в прямой зависимости от применяемой системы выборов. В мировой практике известны две основные избирательные системы: мажоритарная и пропорциональная (система пропорционального представительства). При мажоритарной системе победившим на выборах считается кандидат, получивший относительное или абсолютное большинство голосов избирателей. В зависимости от того, как установлено законодательством, различают мажоритарную систему относительного большинства и мажоритарную систему абсолютного большинства. Для мажоритарной системы не принципиально, проводятся выборы по одномандатным или по многомандатным (двухмандатным) округам, пропорциональной же системе свойственны именно многомандатные (полиноминальные) округа (одним многомандатным округом может быть вся страна), где каждая партия (избирательное объединение), участвующая в выборах, получает число депутатских мандатов, пропорциональное числу полученных ею голосов избирателей. В нашей стране после ноября 1917 г. выборы проходили всегда по мажоритарной системе.

Принципиально новым на выборах в законодательный орган государственной власти России в 1993 г., к примеру, было применение смешанной системы: половина депутатов Государственной Думы - 225 человек -- избиралась по мажоритарной системе относительного большинства, другая половина - по пропорциональной системе, по общефедеральным спискам избирательных объединений, каждое из которых, набрав более 5% голосов избирателей, получало число депутатских мест, пропорциональное числу полученных голосов. Нельзя не отметить, что была использована пропорциональная система выборов со «связанными» списками, где избиратели, голосуя за то или иное избирательное объединение, не могли повлиять на сам список, на порядок расположения в нем имен кандидатов, не имели возможности и права вычеркивать в списке отдельных кандидатов.

Состоявшиеся в декабре 1993 г. выборы депутатов Государственной Думы положили начало новому этапу развития российской избирательной системы. Впервые за многие десятилетия выборы общенационального представительного органа России были проведены на многопартийной основе. Несмотря на чрезвычайные политические условия, в которых они проводились, можно утверждать, что это был поиск новых форм свободного волеизъявления населения. В то же время опыт декабрьских выборов при всей его уникальности нельзя идеализировать. Нормативная основа и практика проводившихся выборов требуют самого внимательного изучения и критического осмысления. На основе обобщения имеющегося опыта выборов 1993 г. возможна выработка модели избирательной системы, которая будет применяться в дальнейшем при выборах депутатов Государственной Думы как наиболее адекватная российским условиям. Вопрос об определении конкретных контуров избирательной системы является ключевым при разработке федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы.

Проведение свободных выборов в соответствии с общепризнанными демократическими принципами избирательного права требует обеспечения достаточно высокого уровня правового регулирования всех избирательных институтов применительно к различным стадиям избирательного процесса. При проведении выборов в условиях однопартийной системы, как это происходило в дореформенный советский период, либо при выборах народных депутатов РСФСР в 1990 г., когда многопартийность еще находилась в эмбриональном состоянии, избирательное законодательство не было достаточно развитым. Предполагалось, что число правовых конфликтов при проведении выборов будет достаточно небольшим и все их можно будет легко решить в рамках централизованной государственной системы, опираясь на лаконичные нормы законов о выборах.

Выборы в 1993 г. имели принципиально иную нормативную основу. «Положение о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году» создало предпосылки для развития многих новых избирательных институтов и правовых процедур, позволяющих проводить выборы в условиях многопартийности. Однако это был только первый опыт правового регулирования свободных выборов. Многие нормы этого Положения только открыли шлюзы для стихийных потоков политической конкуренции, но ввиду своей декларативности были не в состоянии обеспечить четкий и определенный порядок участия в выборах для всех субъектов избирательного процесса. Задача нового законодательства о выборах заключается в достижении большей упорядоченности избирательного процесса. Естественно, что это новое качество правового регулирования не должно означать произвольное ограничение свободы партий, кандидатов и избирателей. Цель такого регулирования - создание справедливого, социально обоснованного порядка формирования представительного органа государственной власти.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Ст. 80 Конституции РФ. Москва, 1996 г.

2. Энтин Л.М. Политическая система современного капитализма. М.. 1983.

3. Постников А. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы: плюсы и минусы. - Народный депутат, 1993, № 12.

4. Государственное право буржуазных и развивающихся стран. М., 1989.

5. Советское государственное право. М.. 1985.

6. Перечень двухмандатных избирательных округов по выборам Совета федерации в 1993 г. - Росс. газ., 1993, 20 окт.

7. Схема одномандатных избирательных округов по выборам в Государственную Думу в 1993 г. - Росс. газ., 1993, 13 окт.

8. Залмикян Я. По числу партий мы впереди всей планеты. - Росс. газ., 1994, 25 мая.

9. Долгопятопа Е. Ю. Болдырев считает необходимым поставить власть под контроль общества. Санкт-Петербургские Ведомости, 1993,13нояб.

10. Мальцев Г., Экимоя А. Будет ли у нас настоящий парламент? - Народный депутат. 1992, № 7.

11. Положение о выборах в Санкт-Петербургское Городское собрание. - Санкт-Петербургские Ведомости, 1994,13 янв.

12. Викторов К. Корректность - не наше ремесло? - Санкт-Петербургские Ведомости, 1993, 17 нояб.

13. Бюллетень Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1993. № 4.

14. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. П. 2. Ст. 75.

Назад       Главная