Широкую программу политико-юридических
преобразований предложил в середине XVI в.
служилый дворянин Иван Семенович
Пересветов. В своей политической теории он
рассмотрел вопросы, касающиеся формы
правления и объема полномочий
Подобная мысль высказана и
Макиавелли, прямо отмечающим, что учение
христианской религии о терпении «обессилило
мир и передало его в жертву мерзавцам. Когда
люди ради рая предпочитают переносить
всякие обиды, чем мстить, мерзавцам
открывается обширное и безопасное поприще».
Карпов полагает, что «дело народное в
городах и царствах погибнет из-за излишнего
терпения, долготерпение среди людей без
правды и закона общество достойное
разрушает»* устои верховной власти,
организации общерусского постоянного
войска, создания единого законодательства,
реализуемого централизованной судебной
системой. В области управления внутренними
делами страны он предусмотрел проведение
финансовой реформы, ликвидацию
наместничества и некоторые мероприятия по
упорядочению торговли. Удивительная
дальновидность его политического мышления
заключалась в том, что в своей
теоретической схеме он определил структуру
и форму деятельности ведущих звеньев
государственного аппарата, наметив
основную линию дальнейшего
государственного строительства,
предугадав пути его развития.
В биографии мыслителя имеется
много неясностей, позволяющих до
настоящего времени выдвигать версии о том,
что за именем Пересветова скрывалось иное
лицо или группа лиц, или даже сам царь Иван IV.
Публицистические произведения
конца XV-XVI вв. отражали не только споры
антагонистов, но и предлагали средства
осуществления различных государственных
мероприятий.
Тексты произведений Пересветова
обнаруживают его широкую образованность,
черту, которая во многом роднит его с
европейскими современниками.
Конечно, при всем этом он
остается средневековым мыслителем и
выражает свои мысли и надежды в привычных
для средневековья формах .
До настоящего времени наука
располагает в основном только теми
биографическими сведениями, которые в
своих произведениях сообщает о себе сам
автор. Родом И.С. Пересветов был из Литвы («выезждей
из Литвы»), до приезда в РОССИЮ он служил «трем
королям», а затем «оставя аз тамо
дворянскую службу выехал на твое имя царево»
(приблизительно 1538-1539). Его личная жизнь в
России сложилась неудачно - поместье свое
он не сумел сделать доходным, имущество «истерял»
и в тяжбе из-за земли с соседями-боярами
окончательно разорился.
А.А. Зимин полагает, что Пересветов,
возможно, трагически погиб в опричные
времена (был казнен). Сходство содержания
учения Пересветова с доктриной Макиавелли
отмечалось в литературе.
|