On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

4. Виды административных правонарушений

К административной ответственности применимо классическое определение форм вины. Деяние считается совершенным с прямым умыслом, если лицо сознавало антисоциальность своего действия или бездействия, предвидело его общественно опасные последствия и желало их наступления.

Косвенный умысел будет налицо, когда лицо сознавало антисоциальный характер своего деяния, предвидело его общественно опасные последствия, но, хотя и не желало, но сознательно допускало их наступление.

Неосторожность в форме самонадеянности присутствует в том случае, когда лицо предвидело возможность наступления последствий своего общественно опасного деяния, но легкомысленно рассчитывало их предотвратить. Когда же лицо не предвидело возможность наступления таких последствий, но могло и должно было их предвидеть, принято говорить о неосторожности в форме небрежности.

Если лицо не могло или не должно было предвидеть наступление последствий, речь идет об отсутствии административного правонарушения.

Необходимо отметить, что большинство составов административных проступков может совершаться как с неосторожной, так и с умышленной формой вины.

Достаточно большое количество составов административных правонарушений содержит административные правонарушения

    -против личности,

    -против государства,

    -против общественной жизни,

    -административные правонарушения, содержащиеся в специальных актах и посягающие на отдельные сферы общественных отношений,

    -административные правонарушения, предусмотренные актами органов субъектов РФ и муниципальных органов.

Табл.1.

Административные правонарушения против личности

Административные правонарушения против государства

Посягающие на права граждан и здоровье населения:

Посягающие на собственность:

Проведение агитации в период ее запрещения Распространение ложных сведений о кандидате Умышленное уничтожение, повреждение агитационных печатных материалов Нарушение законодательства о труде и правил по охране труда Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических норм Сокрытие источника заражения венерической болезнью и контактов больных, создающих опасность заражения Другие

Нарушение права государственной собственности на недра, воды, леса, животный мир Самовольная добыча янтаря Мелкое хищение государственного или общественного имущества Уклонение от возмещения имущественного ущерба, причиненного преступлением предприятиям, учреждениям, организациям.

 

Административные правонарушения против общественной жизни

 
   

В области охраны окружающей среды, памятников истории и культуры

Посягающие на общественный порядок

Бесхозяйственное использование земель Самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства Незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников Самовольное сенокошение и выпас скота, самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод Засорение лесов бытовыми отходами и отбросами Нарушение правил пожарной безопасности в лесах Эксплуатация автомототранспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах Другие

Мелкое хулиганство Распитие спиртных напитков в общественных местах иди появление в общественных местах в пьяном виде Доведение несовершеннолетних до состояния опьянения Азартные игры Занятие проституцией Другие

 

В области промышленности, использования тепловой и электрической энергии

На транспорте и в области дорожного хозяйства и связи

В области жилищно-
-коммунального хозяйства и благоустройства

В области торговли и финансов

Посягающие на установленный порядок управления

Расточительное расходование электрической и тепловой энергии Повреждение электрических сетей напряжением до 1000 в Нарушения, связанные с использованием газа Нарушение правил пользования энергией и газом в быту

Курение в неустановленных местах на железнодорожном транспорте Нарушение водителями правил дорожного движения Управление транспортными средствами в состоянии опьянения Систематические нарушения водителями правил дорожного движения Управление транспортным средством лицами, не имеющими права на управление Нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными участниками дорожного движения Безбилетный проезд Другие

Нарушение правил пользования жилыми помещениями Самовольное строительство хозяйственных и бытовых строений Нарушение правил строительства летних садовых домиков, а также организации и ведения коллективного садоводства Другие

Нарушение правил торговли Продажа товаров без документов Торговля с рук в неустановленных местах Нарушение правил торговли спиртными налитками Уклонение от подачи декларации о доходах Другие

Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника Проявление неуважения к суду Самоуправство Нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций Нарушение правил обучения каратэ Проживание без паспорта или прописки Незаконное изъятие паспортов и принятие их в залог Контрабанда Другие

 

Вышеприведенный перечень этот далеко не исчерпывающий, так как, во-первых, значительное число составов административных проступков предусмотрено в специальных нормативных актах, а во-вторых, органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований обладают правом нормотворчества в этой сфере.

Под фактическим основанием подразумевается совершенное правонарушение, за которое может быть применено административное взыскание.

Однако выделение нормативного основания в отличие от фактического не является корректным. По сути дела имеются в виду правовые нормы, устанавливающие административную ответственность, при отсутствии которых она невозможна. Однако их наличие само по себе также исключает привлечение человека к административной ответственности, если им не совершено правонарушение.

Фактическое основание немыслимо вне противоправного деяния и в этом смысле оно является прежде всего нормативным и никаким больше. При совершении антиобщественного деяния, не связанного с нарушением норм права, имеет место казус, не имеющий юридического значения.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Исключения, подтверждающие данное правило, могут предусматриваться законодательством. Так, некоторые правонарушения имеют сложный правовой характер, являясь одновременно дисциплинарными и административными. В литературе они называются административно-дисциплинарными правонарушениями. О них нельзя говорить как об административных в «чистом» виде, хотя административная ответственность и в этих случаях наступает как за административное правонарушение.

В литературе высказаны различные мнения относительно социально-правовой сущности административного правонарушения: а) последние являются общественно опасными, но по своему характеру менее общественно опасны, чем преступления; б) вредными для общества, но не общественно опасными; в) одни административные правонарушения общественно опасны, другие являются вредными, но не общественно опасными.

Основы законодательства СССР и союзных республик, а вслед за ними Кодекс РСФСР об административных правонарушениях не содержат указания на общественную опасность. Следовательно, с формальной точки зрения административные правонарушения являются противоправными, не имеющими общественной опасности.

По существу, административные правонарушения, как и преступления, являются общественно опасными, различаясь лишь по степени такой опасности.

Во-первых, оба этих вида правонарушений часто имеют общий объект посягательства; во-вторых, общественная опасность определяется не характером единичного правонарушения, а их распространенностью, «массовидностью»; в-третьих, общественная опасность проявляется в самой их противоправности; в-четвертых, общественная опасность выражаются во вредности правонарушений. Поэтому противопоставление общественной опасности и вредности является необоснованным. В УК РФ общественная опасность обоснованно сводится к причинению вреда и созданию угрозы его причинения личности, обществу или государству ( ст. 14). В-пятых, постоянно идет процесс декриминализации и криминализации одних и тех же по своему характеру правонарушений, что подтверждает принципиальную социальную однородность соответствующих правонарушений; в-шестых, если административные правонарушения не общественно опасны, то обоснованна ли государственная репрессия за их совершение; в-седьмых, за некоторые административные правонарушения предусмотрены более суровые меры ответственности, чем за многие преступления; в-восьмых, степень общественной опасности лежит в основе разграничения преступлений и административных правонарушений вообще, (внешне сходных) частично совпадающих преступлений и административных правонарушений в особенности.

Особый вопрос о юридических критериях отграничения внешне сходных преступлений и административных правонарушений. Практическая потребность в этом определяется тем, что административная ответственность за правонарушения наступает, если они по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством угонов -ной ответственности (см. ст. 10 КоАП РСФСР).

Такие юридические критерии содержатся в уголовном и административном законодательстве и могут относиться к объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне составов соответствующих правонарушений. Например, закон определяет, что субъектом определенных преступлений признается лицо, достигшее 14-летнего возраста, административного правонарушения - только лица, достигшие 16-летнего возраста; нарушение правил безопасности движения лицами, управляющими транспортными средствами, повлекшие причинение потерпевшему легкого телесного повреждения - административное правонарушение, а те же действия, повлекшие причинение тяжкого или средней тяжести вреда человеку - преступление. Поэтому для определения характера правонарушения, его юридической природы необходим тщательный сравнительный анализ положений законодательства, устанавливающего ответственность за их совершение.

Административное правонарушение отличается от дисциплинарного проступка тем, что последний, по общему правилу, опосредуется трудовыми, служебными отношениями. Нередко нарушение трудовых, служебных обязанностей одновременно признается административным правонарушением. Подобные правонарушения получили в литературе название «административно-дисциплинарные правонарушения (проступки)». Их субъектами являются не граждане, а лица, на которых возложено выполнение определенных трудовых, служебных функций.

В законодательстве и литературе нередко говорится о нарушении налогового, экологического и другого законодательства и адекватных им правонарушениях - налоговых, экологических и т.п., как основаниях ответственности (например, экологической и т.д.). Однако в подобных случаях допускаются существенные неточности. Прежде всего, когда речь идет о нарушении того или иного законодательства, то имеется в виду нарушение его только определенных норм, регулирующих либо однородные отношения, либо в специфической сфере. Понятие «нарушение» употребляется как родовое, охватывающее правонарушения, являющиеся основанием различных видов юридической ответственности - уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной. Следовательно, по юридической природе нарушения законодательства могут быть соответственно преступными, административными и другими. А это означает, что с юридической точки зрения некорректно выделять экологическую, налоговую и т.д. ответственность.

Назад       Главная       Вперёд