В конце 30-х годов Англия и ее
союзники занимали по отношению к СССР
открыто враждебную позицию.
Несмотря на провал мюнхенского
соглашения и вынужденное вступление в
войну с Германией, политика англо-французского
блока и поддерживавших его соединенных
штатов Америки носила резко антисоветский
характер.
Это проявилось и во время
польских событий в сентябре 1939 г., и в
различных происках на Балканах, Ближнем и
Дальнем Востоке, в активной помощи
реакционным правительством Финляндии и
прибалтийских стран, в исключении СССР из
Лиги наций за финскую войну и во многих
других антисоветских действиях.
1 сентября 1939 г. Германия
приступила к войне против Польши, которая и
дала начало Второй мировой войне. В
международных отношениях образовался
сложный узел противоречий: страны
демократии (Англия, Франция, США) - СССР -
страны фашистскогго блока(Германия, Италия,
Япония).
Немалая доля ответственности
предвоенного политического кризиса
ложится на правящие круги Англии и Франции.
Та осторожность, а то и просто недоверие к
внешнеполитическому курсу СССР, которые
демонстрировали правительства
Великобритании, Франции, США и других стран,
вызывались многими причинами. Но одна из
них, несомненно, была вызванна
внутреполитическим положением СССР. В
правящих кругах запада чувствовался страх
перед непредсказуемыми решениями
советского руководства во внешней политике
и перед террористическим режимом,
установленным Сталиным внутри страны.
Трудно уйти от вывода, что именно в этот
сложный момент советских руководителей
покинуло также чувство реализма и выдержки.
Видимо, к данной позиции Сталина и его
окружения вполне применимы слова А.Н.Яковлева:
«Оправдывать собственные падения грехами
других - путем не к честному самопознанию и
обновлению, а к историческому беспамятству».
Советское руководство не могло не знать,
что мюнхенский договор - не последний
внешнеполитический шаг западных держав.
Оно было осведомлено о глобальных планах
Гитлера. Поэтому наряду с политикой Англии
и Франции сталинизм стал одной из основных
причин, по которой Советский Союз не был
готов к соглашению с этими странами о
совместных действиях против фашизма.
Делая в реализации своих
агрессивных замыслов основную ставку на
военную силу, Гитлер придавал большое
значение и дипломатическим средствам. На
внешнеполитический аппарат фашистского
рейха была возложена задача предотвращения
возможности объединения против германской
агрессии СССР, Франции и Великобритании.
Пользуясь реакционными настроениями
британских правящих кругов, нацисты
стремились убедить их в том, что Германия
желает жить с Великобританией в мире и
дружбе и думает лишь о борьбе против
Советского Союза. У значительной части
британских правящих кругов эти заверения
нацистского руководства вызывали доверие и
находили поддержку. Они были склонны
рассматривать Германию как союзника.
Чемберлен верил, что сможет договориться с
Гитлером о разделе сфер влияния, и
германская агрессия будет направлена
против СССР.
Однако Германия лишь скрывала их
подлинные намерения. Задачи германской
дипломатии заключались в том, чтобы в
глубокой тайне, но со всей возможной
решительностью «сколачивать союз против
Англии».
Столь же близорукой, как и
британская, оказалась политика Франции.
Правительство США, шедшее на
уступки внутренней реакции и старавшееся
создать видимость «невмешательства» в
европейские дела, фактически
придерживалось политики попустительства
агрессивным намерениям Германии. Правящие
круги в США рассчитывали на то, что США лишь
выиграют от столкновения других стран, а
агрессивный курс Германии и ее союзников
поможет сдерживанию коммунизма в Европе и
Азии.
В условиях возрастающей военной
угрозы Советский Союз 17 апреля 1939г.
предложил Англии и Франции начать
переговоры о взаимных обязательствах
оказывать друг другу необходимую помощь, в
том числе и военную, в случае агрессии в
Европе против любого из договаривающихся
государств. Под давлением общественного
мнения Англия и Франция вынуждены были
пойти на переговоры. Однако переговоры
зашли в тупик.
Летом 1939 г. СССР предложил Англии
и Франции военную конвенцию,
предусматривающую совместные действия
вооруженных сил трех государств в случае
агрессии. Правящие круги Англии и Франции
не откликнулись на это предложение. Над
СССР нависла угроза внешнеполитической
изоляции.
С приходом к власти в Англии
кабинета Черчеля и особенно после разгрома
Франции Германией положение стало мало-помалу
улучшаться. Постепенно укрепилось
убеждение, что антисоветский курс
равносилен расколу потенциальных
антигитлеровских сил и лишь помогает
Гитлеру изолировать своих противников друг
от друга. Уже в мае 1940 г. английское
правительство решило послать в Москву
своего “специального и чрезвычайного
уполномоченного” Стаффорда Клиппса для
переговоров о торговле, которые
правительство Чемберлена завело в тупик.
Несколько изменился и характер
американо-советских отношений.
Правительство США шло на это медленно и
непоследовательно. Тем не менее отношения
между Советским Союзом и Соединенными
Штатами Америки постепенно улучшались. В
январе 1941 г. государственный департамент
США уведомил советского посла в Вашингтоне,
что «политика, изложенная в заявлении,
переданном президентом представителям
печати 2 декабря 1939 г., которую обычно
называют “ моральным эмбарго”, больше не
будет применяться к Советскому Союзу». Тем
самым правительство Рузвельта отказалось
от антисоветского мероприятия, введенного
во время советско-финляндского конфликта.
В марте 1941 г. американское
правительство и в апреле английское
сообщили советскому правительству, что
Германия готовится напасть на СССР. Сталин
не посчитался с этими предупреждениями,
расценив их как провокацию, имеющею целью
вызвать советско-германскую войну.
|