В ходе революции 1905 г. на практике
выявились различные политико-правовые
Течения и позиции, произошло резкое
размежевание политических сил, и в
столкновении с революционными,
либеральными и радикальными движениями
политический консерватизм стал
приобретать новые черты. Поворот
значительной части интеллигенции, в
прошлом либеральной и демократической, в
сторону консерватизма принял разные формы:
отход «от марксизма к идеализму»,
углубления в мистическое и философско-религиоэное
созерцание или принятие теократических
идеалов.
Программным документом для
интеллигенции, повернувшей к консерватизму,
стали знаменитые «Вехи» (1909 г.). Авторы
сборника (С. Булгаков, Н. Бердяев, П. Струве, С.
Франк и др.)* предлагали совершить один
очень крутой духовный поворот: отойти от
несбыточных w чреватых опасностями
социальных идеалов, отказаться от идеи
доминирования социального над духовным.
Общественное сознание должно было
воспринять истину о том, что не внешние
социальные факторы и обстоятельства в
конечном счете определяют ход национальной
истории: на развитие «русской идеи» прежде
всего влияет момент духовности, то
внутреннее содержание, которое заключено в
глубине души индивидуума. Русская же
интеллигенция, приняв западные ценности (атеизм,
материализм, социализм), умертвила в себе
инстинкт истины.
По мнению веховцев, русские
заимствовали у западной политической
культуры только одну, притом не лучшую,
ветвь. Но даже эти заимствованные элементы
не были органически усвоены ими, они лишь
скользнули по поверхности русской души.
Кризис интеллигенции
определяется в «Вехах» как кризис не
коллективного, но индивидуального сознания:
«То фантастическое пренебрежение ко
всякому эгоизму как личному, так и
государственному, которое было одним из
главных догматов интеллигентской веры,
причиняло нам неисчислимый вред. Эгоизм,
самоутверждение - великая сила».
Интеллигенция, подчинявшая себя
только одной главной цели - борьбе за «народное
счастье», оказалась непонятой этим народом:
«Каковы мы есть, нам не только нельзя
мечтать о слиянии с народом, - бояться его мы
должны пуще всех казней власти и
благословлять эту власть, которая одна
своими штыками и тюрьмами еще ограждает нас
от ярости народной».
|