On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru




Загрузка...




 

4. Травмирование исторической памяти народов, населяющих территорию бывшей Югославии

Известно, что в событиях, произошедших на Балканах в 1912-1913 гг. (Балканские войны) и в 90-е годы много сходного. Уже тогда- в исследованиях социологических аналитиков поднимался вопрос: насколько непримиримость противоборствующих сторон связана с религиозным фанатизмом? При этом признавалось, что религия играла существенную роль в поддержании атмосферы враждебности и стимулировала совместную вооруженную борьбу христиан против турок, но вряд ли была главной причиной раздоров между этническими группами. Важнейший мотивационный фактор в Балканских войнах -агрессивный национализм.

Процесс создания Первой и Второй Югославии, как и обе мировые войны глубоко травмировали историческую память хорватов, сербов, мусульман. И поэтому сегодня, к несчастью, гораздо важнее стало то, во что мужчина, женщина, ребенок уверовали, чем то, что на самом деле происходило.

Первая травма вызвана отношениями между хорватами и сербами. В соответствии с широко распространенной точкой зрения одна из основных причин разногласий двух ведущих этнических групп состояла в сербском доминировании, когда было образовано югославское государство в 1918 г. Сербы преобладали в государственных органах власти, армии, полиции. Хорваты считали, что вместо венгерских правителей они получили сербского короля. Протесты хорватов подавлялись даже с помощью политических убийств. В 1941 г. хорваты под покровительством Германии и Италии создали собственное государство, в которое вошла и территория Боснии и Герцеговины. Во главе его стал А. Павелич.

Многие хорваты считают, что они составляли большинство в партизанских отрядах И. Тито и мучались от того, что им приходится бороться с режимом, установленным на их малой родине. Они утверждают, что четники (сербские националисты) в массовом порядке истребляли хорватов, и к тому же послевоенный коммунистический строй был антихорватским. Хорватское национальное чувство подавлялось цензурой, угрозами тюремного заключения, частичными чистками и т.п.

В то же время немало сербов убеждены, что именно хорватский саботаж после 1918 г. привел к крушению Югославии в 1929 г. А расправа хорватских ультранационалистов (усташей) с двумя миллионами сербских граждан, живших в Великой Хорватии, была ужасной: треть из них уничтожена, остальные же обращены в католическую веру или изгнаны. Полицейские и армейские подразделения Павелича осуществляли геноцид против сербов, евреев и цыган, находившихся в концлагерях (наподобие тех, что были в Польше и других странах Европы). Массовые убийства иноверцев в селениях Хорватии и Боснии были печальной практикой. Сербы уверены, что как раз они определяли силу титовских отрядов партизан, что против воли вынуждены были стрелять в сербских четников. Кроме того, они обвиняют Тито в том, что послевоенный коммунистический режим был антисербским. Сербская территория оказалась разделенной, этнос постоянно подвергался репрессиям.

Вторая травма нашла выражение в отношениях сербов и мусульман в Боснии и Герцеговине. Сербы видели, что мусульмане охотно участвовали в борьбе с ними на стороне турок, австрийцев, усташей. Вместе с тем. мусульмане помнили о геноциде, развязанном против них четниками в военные годы, о том,, как их высылали в Турцию.

И, наконец, третью травму породили сербо-албанские отношения. Албанцы не забыли о жестокостях сербской оккупации в 1878 г., когда стал увеличиваться ареал их проживания, о попытке сербизации албанского населения) о депортации и массовых убийствах. Но и сербам в свою очередь есть о чем помнить, в частности об албанских фашистах, ведших во время второй мировой войны борьбу с сербами и изгонявших их из Косова - исторической колыбели сербской нации.

Следует подчеркнуть, что большая часть таких болезненных воспоминаний, берущих начало в семейных традициях или же политической пропаганде, имеют солидную историческую почву. Но при всем том не старые обиды вызвали нынешний разгул жестокосердия. В этом повинны политики. Извержение насилия и неудержимой резни санкционировалось авторитетными деятелями, стоящими во главе государства, этнических и религиозных групп, политических движений.

Надо сказать, что церкви в бывшей Югославии строго оберегают идентичность наций, к которым принадлежат, и твердо отстаивают старые стереотипы, предубеждения, предрассудки, а также нетерпимость по отношению к нациям, исповедующим другую религию. Конечно, церковные иерархи не способны были развязать гражданскую войну. Это сделали правительства, политические лидеры, элиты. Они искали новые источники легитимности, но зашли в тупик.

События в бывшей Югославии показали, что как только начинаются перестрелки, контроль за политическими событиями переходит из рук рационально мыслящих политиков в руки экстремистов, которые неминуемо ведут дело к гражданской войне. Проще говоря, боевые операции, логика войны, всеобщий хаос дают шанс военным лидерам и радикальным политикам действовать автономнее, чем в мирной обстановке.

Сейчас, после нескольких кровопролитных лет, кажется, выход найден. Посредством силового давления американцев война в Боснии и Герцеговине остановлена. Туда введены миротворчеекие войска, основу которых составили американские подразделения. Но насколько будет долговременным и прочным мир под сенью натовских штыков? Ведь проклятые вопросы межэтнических отношений так и не решены. А жизнеустройство, навязанное силой, никогда не было благом для народов, населяющих Балканский полуостров.

Назад       Главная