Известно, что в событиях,
произошедших на Балканах в 1912-1913 гг. (Балканские
войны) и в 90-е годы много сходного. Уже тогда-
в исследованиях социологических
аналитиков поднимался вопрос: насколько
непримиримость противоборствующих сторон
связана с религиозным фанатизмом? При этом
признавалось, что религия играла
существенную роль в поддержании атмосферы
враждебности и стимулировала совместную
вооруженную борьбу христиан против турок,
но вряд ли была главной причиной раздоров
между этническими группами. Важнейший
мотивационный фактор в Балканских войнах -агрессивный
национализм.
Процесс создания Первой и Второй
Югославии, как и обе мировые войны глубоко
травмировали историческую память хорватов,
сербов, мусульман. И поэтому сегодня, к
несчастью, гораздо важнее стало то, во что
мужчина, женщина, ребенок уверовали, чем то,
что на самом деле происходило.
Первая травма вызвана
отношениями между хорватами и сербами. В
соответствии с широко распространенной
точкой зрения одна из основных причин
разногласий двух ведущих этнических групп
состояла в сербском доминировании, когда
было образовано югославское государство в
1918 г. Сербы преобладали в государственных
органах власти, армии, полиции. Хорваты
считали, что вместо венгерских правителей
они получили сербского короля. Протесты
хорватов подавлялись даже с помощью
политических убийств. В 1941 г. хорваты под
покровительством Германии и Италии создали
собственное государство, в которое вошла и
территория Боснии и Герцеговины. Во главе
его стал А. Павелич.
Многие хорваты считают, что они
составляли большинство в партизанских
отрядах И. Тито и мучались от того, что им
приходится бороться с режимом,
установленным на их малой родине. Они
утверждают, что четники (сербские
националисты) в массовом порядке
истребляли хорватов, и к тому же
послевоенный коммунистический строй был
антихорватским. Хорватское национальное
чувство подавлялось цензурой, угрозами
тюремного заключения, частичными чистками
и т.п.
В то же время немало сербов
убеждены, что именно хорватский саботаж
после 1918 г. привел к крушению Югославии в 1929
г. А расправа хорватских
ультранационалистов (усташей) с двумя
миллионами сербских граждан, живших в
Великой Хорватии, была ужасной: треть из них
уничтожена, остальные же обращены в
католическую веру или изгнаны. Полицейские
и армейские подразделения Павелича
осуществляли геноцид против сербов, евреев
и цыган, находившихся в концлагерях (наподобие
тех, что были в Польше и других странах
Европы). Массовые убийства иноверцев в
селениях Хорватии и Боснии были печальной
практикой. Сербы уверены, что как раз они
определяли силу титовских отрядов партизан,
что против воли вынуждены были стрелять в
сербских четников. Кроме того, они обвиняют
Тито в том, что послевоенный
коммунистический режим был антисербским.
Сербская территория оказалась разделенной,
этнос постоянно подвергался репрессиям.
Вторая травма нашла выражение в
отношениях сербов и мусульман в Боснии и
Герцеговине. Сербы видели, что мусульмане
охотно участвовали в борьбе с ними на
стороне турок, австрийцев, усташей. Вместе с
тем. мусульмане помнили о геноциде,
развязанном против них четниками в военные
годы, о том,, как их высылали в Турцию.
И, наконец, третью травму
породили сербо-албанские отношения.
Албанцы не забыли о жестокостях сербской
оккупации в 1878 г., когда стал увеличиваться
ареал их проживания, о попытке сербизации
албанского населения) о депортации и
массовых убийствах. Но и сербам в свою
очередь есть о чем помнить, в частности об
албанских фашистах, ведших во время второй
мировой войны борьбу с сербами и изгонявших
их из Косова - исторической колыбели
сербской нации.
Следует подчеркнуть, что большая
часть таких болезненных воспоминаний,
берущих начало в семейных традициях или же
политической пропаганде, имеют солидную
историческую почву. Но при всем том не
старые обиды вызвали нынешний разгул
жестокосердия. В этом повинны политики.
Извержение насилия и неудержимой резни
санкционировалось авторитетными деятелями,
стоящими во главе государства, этнических и
религиозных групп, политических движений.
Надо сказать, что церкви в бывшей
Югославии строго оберегают идентичность
наций, к которым принадлежат, и твердо
отстаивают старые стереотипы,
предубеждения, предрассудки, а также
нетерпимость по отношению к нациям,
исповедующим другую религию. Конечно,
церковные иерархи не способны были
развязать гражданскую войну. Это сделали
правительства, политические лидеры, элиты.
Они искали новые источники легитимности, но
зашли в тупик.
События в бывшей Югославии
показали, что как только начинаются
перестрелки, контроль за политическими
событиями переходит из рук рационально
мыслящих политиков в руки экстремистов,
которые неминуемо ведут дело к гражданской
войне. Проще говоря, боевые операции, логика
войны, всеобщий хаос дают шанс военным
лидерам и радикальным политикам
действовать автономнее, чем в мирной
обстановке.
Сейчас, после нескольких
кровопролитных лет, кажется, выход найден.
Посредством силового давления американцев
война в Боснии и Герцеговине остановлена.
Туда введены миротворчеекие войска, основу
которых составили американские
подразделения. Но насколько будет
долговременным и прочным мир под сенью
натовских штыков? Ведь проклятые вопросы
межэтнических отношений так и не решены. А
жизнеустройство, навязанное силой, никогда
не было благом для народов, населяющих
Балканский полуостров.
|