On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

3. Этно-религиозный генезис

С приходом южных славян на Балканы, они заняли территории, по которым, повторимся, прошла линия раздела Римской империи - на Западную и Восточную, отделившая католичество от православия и предопределившая последующие конфликты между сербами и хорватами. Сложившееся положение очень хорошо описал М. Бебер, показавший как народ с едиными этническими корнями может распасться на две нации просто потому, что исповедует разные религии.

Османское иго, изолировавшее балканские народы от европейской цивилизации, также оказало глубокое воздействие на них. Турецкие завоеватели уравняли в бесправии все национальности и держали их в состоянии оцепенелости столетиями. После того как турки были вынуждены уйти с большей части Балканского полуострова, ислам здесь так и оставался одной из доминирующих религий, добавив существенный конфликтный элемент в Балканский котел.

Согласно переписи, проведенной в 1921 г., из 12 миллионов 545 тысяч жителей назвали себя православными 5 миллионов 593 тысячи (44%), католиками - 4 миллиона 708 тысяч (32%), мусульманами - 1 миллион 345 тысяч (10,7%). И хотя довольно трудно точно оценить процентное соотношение современной религиозной структуры Югославии, можно полагать, что с той поры картина в целом не изменилась.

До начала нынешней гражданской войны все югославские республики - в меньшей степени, может быть, Словения - имели смешанное население (таблица). Этническое происхождение, религиозные привязанности, разговорный, язык на любой из территорий, где жили те или иные национальные группы, были столь перемешаны, что невозможно было и подумать о придании этим территориям этнической чистоты. Однако 45 лет спустя после второй мировой войны история повторилась: с тем же насилием и жестокостью.

Приходится говорить о трех главных смыкающихся конфликтных треугольниках или же "пороховых бочках". В западном треугольнике - конфликт между хорватским (или словенским) сепаратизмом, с одной стороны, и некоторыми республиками, стремившимися сохранить Югославскую федерацию, с другой. В центральной "пороховой бочке" - Боснии и Герцеговине конфликтовали мусульманские и хорватские сепаратисты с сербами, пытавшимися, если не удастся сохранить Союзную Югославию, создать собственное государство. Южная "пороховая бочка" - это сербско-албано-македонский комплекс противоречивых отношений с возможным вовлечением соседних балканских государств.

До середины 80-х годов кто бы ни приезжал в Боснию, ни изучал отношения между хорватами, мусульманами и сербами, неизменно делал вывод, что реальных, заслуживающих тревоги проблем нет. Босния была примером плюралистического общества, в котором мирно уживались люди разных вероисповеданий.

Правда, временами становилось известно о выходках отдельных маньяков или одурманенных дураков. Но эти досадные исключения не нарушали нормального взаимодействия религиозно-этнических общин. Затем что-то изменилось в Боснии: за очевидно невстревоженным межэтническим общежитием приоткрывалась иная реальность. Из-за неосмотрительных замечаний по поводу "этих хорватов, мусульман и сербов, всегда дерущихся друг с другом", случайных показов по телевидению ярости людей в связи с теми или иными акциями правительства, разговоров на политических собраниях - "они всегда помогают им, а не нам" - накапливалась взаимная нетерпимость. Так высеивались зерна недоверия между этносами. И не только в городах, поселках и селах Боснии, но и в столице - Сараеве. Тем не менее никто не мог предвидеть грядущей катастрофы.

Возможно, лишь при полном погружении в местные культуры, обычаи, традиции и в условиях подлинного взаимодоверия населения можно постичь подводные течения в социумах Боснии и Хорватии.

Заметим, даже после развернувшихся ужасов осады Сараева, беспощадного кровопролития значительное число сербов и хорватов добровольно оставались тут и разделили страдания с мусульманами. Похоже, они продемонстрировали дух единения в будущем мире разногласий.

"Боснийский узел" затягивался все крепче. Война набирала обороты, стимулируя рост обоюдной-жестокости. Боснийские мусульмане стремились утвердить собственную идентичность, краеугольным камнем которой должен был стать ислам. В то же время боснийские сербы и хорваты опасались исламизации Боснии и Герцеговины и вместе с тем утраты своей идентичности. Тем более, что А. Изетбегович недвусмысленно высказался за создание исламского государства^

Кстати, народы, участвовавшие в боснийском и хорватском конфликтах, в общем-то разговаривали на одном и том же языке. А вот религия стала главным мотивом всех драматических событий в экс-Югославии - этнической гомогенизации (первая фаза), этнического разделения (вторая фаза), политического конфликта (третья фаза) и, наконец, гражданской бойни.

Македония - единственная республика, избежавшая четвертой фазы - войны. Она получила независимость мирным путем. Но у македонцев серьезные сложности с идентификацией (выявлением собственно отличительных признаков от соседних народов), что угрожает их национальному самоопределению.

Проблему македонской идентификации коротко можно объяснить следующим образом. Македония граничит с Болгарией, которая признает ее государственность, но не македонский народ; Грецией, возражающей против названия государства Македонией; Югославией, признающей македонский народ, но не государство; Албанией, готовой признать Македонию государством только в том случае, если получат самоуправление живущие там албанцы. Трудности касаются и языка, во многом являющегося болгарским диалектом. Они коренятся и в религии, так как македонская церковь до сих пор находится под сербским патриархатом. Есть и территориальные претензии, которые исходят из Греции.

Так что несмотря на предварительное решение боснийской проблемы (до действительного замирения пока еще далеко) Балканы остаются полем возможных этнических конфликтов (или даже гражданских битв) - в Косове и Македонии.

Назад       Главная       Вперёд