On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ПРОЦЕДУРА

Наиболее важные решения, входящие в компетенцию эдускунты, принимаются на ее сессиях. В обычном порядке сессия парламента начинается 1 февраля. Если парламент был распущен досрочно, то первая сессия вновь избранной эдускунты должна открыться по прошествии 90 дней после выборов в первый день месяца, если он приходится на буд­ний день. Но президент может собрать парламент и в более ранний срок.

В соответствии с установившимся порядком сессия делит­ся на два периода — весенний и осенний. При этом обяза­тельным вопросом на осенней сессии является обсуждение проекта государственного бюджета.

Оба сессионных периода составляют 120 дней. Но по предложению президента и по решению парламента она мо­жет быть продолжена, а по решению только парламента — сокращена. Кроме того, предыдущая сессия вправе опреде­лить сроки созыва следующей сессии.

По решению президента, обычно согласованному с Госу­дарственным советом, может быть созвана внеочередная сессия. После опубликования указа президента о созыве вне­очередной сессии она должна собраться не ранее чем через 15 дней. Такая сессия должна быть закрыта до начала оче­редной сессии парламента. На ней могут рассматриваться только те вопросы, ради которых она была созвана. Но пра­вительство обладает правом вносить на ее рассмотрение и те законопроекты, которые оно считает срочными.

Перед официальным открытием первой сессии нового созыва проводятся предварительные заседания, на которых утверждаются полномочия избранных депутатов и выбира­ются руководящие органы парламента. Обычно на это ухо­дит два дня, после чего президент объявляет сессию откры­той.

Какого-либо кворума для пленарных заседаний парла­мента не установлено. Однако вследствие дисциплинарного пункта в отношении отсутствующих депутатов, допускаю­щего вычет из депутатского вознаграждения соответствую­щей доли при непосещении парламента без уважительных причин, вопрос о кворуме не имеет практического значения. Кроме того, множественность партий, отсутствие абсолютно­го большинства у каждой из партийных фракций в парла­менте вызывает у них стремление к обеспечению явки своих депутатов, их обязательному присутствию в зале пленарных заседаний во время голосования.

Заседания эдускунты открытые, если только парламент не примет по собственной инициативе или по просьбе пре­зидента решения о проведении закрытого заседания. Пле­нарные заседания обычно проводятся по вторникам и пятни­цам. В остальные рабочие дни проходят заседания постоян­ных комиссий, других органов парламента и его должностных лиц, а также иная депутатская работа.

Депутатские запросы могут вноситься во все дни работы сессии, при этом устные вопросы обсуждаются в так называ­емый “час вопросов” по четвергам, а письменные — сразу же после их поступления передаются соответствующему лицу, к которому обращен запрос, или Государственному совету в целом.

В первые дни работы сессий выбираются внутренние ор­ганы парламента, а также омбудсман, если закончился срок его полномочий. В это же время заслушиваются отче­ты Государственного совета, омбудсмана, различных долж­ностных лиц парламента, например, ревизоров, уполномоченных Государственного банка и Национального пенсион­ного фонда.

Повестка дня пленарного заседания становится известна депутатам заранее. Поэтому они до дня заседания должны записаться в канцелярии эдускунты. Порядок рассмотрения вопросов установлен таким образом, чтобы предложения президента рассматривались в первоочередном порядке, если только в парламент не внесена резолюция порицания Госу­дарственному совету. Затем рассматриваются депутатские запросы.

Процедура рассмотрения вопросов зависит от их содержа­ния. Так, законопроекты, государственный бюджет и рати­фикация международных договоров рассматриваются по со­вершенно различным процедурным правилам, которые де­тально урегулированы в Регламенте эдускунты 1927 г. Особые процедурные требования установлены для признания правильными полномочий вновь избранных депутатов.

Полномочия депутатов, избранных в эдускунту нового со­зыва, утверждаются лицами, специально назначенными для этой цели президентом республики. Депутаты сами должны представить указанным лицам все документы, подтвержда­ющие их полномочия. Это должно быть сделано до дня пер­вого заседания эдускунты. Из документов должно быть ясно, что они выданы компетентными органами и по правильной форме. К 12 ч следующего дня алфавитный список депутатов представляется проверяющими в парламент.

Если полномочия какого-либо депутата признаны недей­ствительными, то вопрос решает сам парламент. Но эдускунта может и передать спорный вопрос на разрешение судеб­ных органов. Однако пока этот вопрос не будет решен окон­чательно, депутат работает в парламенте..

После выборов в первый день заседаний председатель и вице-председатели парламента приносят перед парламентом присягу, в которой обязуются охранять права народа Фин­ляндии, эдускунты и правительства на основе конституции. До приведения президиума к присяге председательствует на заседании старейший по возрасту депутат.

Избранный парламентом председатель считается лицом нейтральным и не может принимать участия в прениях и голосовании. Его депутатские функции осуществляет по ре­шению партийной фракции кандидат в депутаты, который был указан в списке кандидатов от данной партии.

После избрания руководства парламента происходит офи­циальное открытие сессии. Такое объявление делает прези­дент республики. Председатель парламента отвечает на при­ветственную речь президента по случаю открытия сессии. Закрытие сессии также осуществляется президентом после вручения ему резолюции председателя эдускунты о закры­тии сессии.

После официального открытия сессии президент выступа­ет с правительственным заявлением и сообщает о том, какие вопросы правительство просит рассмотреть. Но оно вправе вносить свои предложения и в любое другое время. В то же время или в течение трех месяцев правительство представ­ляет свой отчет парламенту по всем вопросам своей работы, в том числе и по выполнению резолюций эдускунты.

Правом законодательной инициативы, помимо прави­тельства, обладает каждый депутат. Но депутатские предло­жения законодательного характера могут вноситься только в течение первых 14 дней после открытия очередной сессии. Однако при определенных обстоятельствах парламент может разрешить депутату внести законопроект и в более позднее время. С такой же просьбой в отношении депутатской ини­циативы может обращаться к парламенту и правительство. Правом законодательной инициативы по вопросам, затраги­вающим автономные Аландские острова, вправе обратиться Ландстинг (Законодательное собрание) Аландских островов. Все законопроекты должны быть мотивированы и иметь ус­тановленную для законопроектов форму. В одно и то же предложение не могут включаться вопросы, относящиеся к разным делам.

Внесенный законопроект проходит специальную процеду­ру. Сначала проводятся предварительные прения по сущест­ву по передаче дела в одну из специальных постоянных или временных комиссий. Только по получении ее заключения происходит первое чтение. Во время рассмотрения в комис­сиях на их заседаниях могут присутствовать с правом сове­щательного голоса депутаты, внесшие проект, а равно и экс­перты, соответствующие чиновники. По решению большин­ства принимается заключение. Но меньшинство может, будучи не согласным с большинством, передавать на пленар­ные заседания свое особое мнение, также оформленное как заключение. Журналисты на заседания комиссий не допу­скаются.

Формально для работы постоянных и временных комис­сий их председатели и вице-председатели избираются самой комиссией. Секретарь назначается из канцелярии эдускунты и не является депутатом. Фактически вопрос о руководстве комиссий решается предварительно по договоренности меж­ду партийными фракциями на основе соотношения сил в парламенте. Министры, председатель и вице-председатели парламента вправе участвовать в работе комиссии, но не го­лосовать. Что касается экспертов и чиновников, то вопрос об их приглашении решается самой комиссией.

Первое чтение законопроекта начинается после получения заключения комиссии. Оно представляет собой рассмотрение основных положений законопроекта по заключению специ­альной комиссии и может привести к решению о повторном заключении той же или иной специальной комиссии.

После одобрения заключения комиссии парламент прини­мает решение о направлении законопроекта в Большую ко­миссию. Эта стадия обсуждения законопроекта является обя­зательной и, по-существу, решающей, поскольку в состав Большой комиссии входят лидеры и самые активные члены партийных фракций и он соответствует соотношению сил в самом парламенте. Эта комиссия может согласиться с зако­нопроектом, внести в него любые поправки или отклонить его. В случае отклонения к законопроекту больше не возвра­щаются.

По получении заключения Большой комиссии проходят второе и третье обсуждения (чтения): второе по основным положениям законопроекта, а третье — по отдельным его статьям.

Прения на пленарных заседаниях публичные. В зале за­седаний на балконах отведены специальные места для дип­ломатического корпуса и для публики.

На заседаниях парламента имеют право участвовать чле­ны Государственного совета, канцлер юстиции и омбудсман, имеют они также право и участвовать в прениях. Этим ли­цам слово должно предоставляться в первую очередь. Вне очереди выступает в прениях и докладчик комиссии.

Установлено правило, что если Большая комиссия реко­мендует принять законопроект, то во время второго чтения он не может быть отвергнут. После второго чтения палата вправе принять решение о повторном направлении законо­проекта в специальную комиссию.

После проведения третьего чтения может быть применен институт прав меньшинства. Его суть заключается в том, что меньшинство депутатов — не менее 1/3 всего состава до принятия решения о голосовании (если законопроект не от­клонен во втором чтении) может потребовать перенесения его обсуждения на следующее пленарное заседание. Если и на таком обсуждении 1/3 депутатов не согласна с его содер­жанием, то законопроект переносится на обсуждение парла­мента нового созыва.

Голосование по законопроекту может осуществляться разными путями. Чаще всего применяется электронная ма­шина, которая фиксирует, как проголосовал каждый депу­тат, поскольку он находится на отведенном ему месте, и со­общает общие итоги голосования. Поэтому такое голосова­ние можно считать открытым. Это дает избирателям возможность знать, каково отношение их депутатов к дан­ному законопроекту. Допускается и голосование на слух, ес­ли законопроект не вызывает серьезных возражений основ­ной части депутатов. (Голосование по выборам в парламенте проводится, в отличие от этого, закрытым способом — бюл­летенями.)

Простой законопроект считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих депутатов. Особые правила применяются для принятия закона, носяще­го конституционный характер. Согласно Акту об эдускунте, предложения об отмене, изменении, принятии или толкова­нии конституционного закона могут приниматься по одной из двух процедур. Если парламент одобрил его в третьем чтении, то он откладывается до выборов в парламент и счи­тается принятым, когда за него проголосовали не менее 2/3 присутствующих депутатов нового созыва. Однако допуска­ется принятие такого законопроекта одним парламентом. В таком случае парламент должен сначала признать законо­проект “срочным” на основе резолюции, которую поддержа­ли не менее 5/6 депутатов, участвующих в голосовании. Та­кой конституционный законопроект считается принятым, ес­ли за него подадут голоса не менее чем 2/3 парламентариев, присутствующих на заседании.

Конституция предъявляет особые требования к порядку принятия финансовых законопроектов. Это относится к предложениям о налогах на неопределенный или ограни­ченный срок, их продлении или повышении ставок этого налога. Такие законопроекты, а также решения о государст­венных займах принимаются так же, как и конституционные законы. Если такое предложение отклонено после 'третьего чтения, вопрос передается в финансовую комиссию, которая должна дать заключение, не следует ли установить налог на годичный срок и по прежним ставкам. Такая резолюция (за­ключение) передается затем в парламент, и он окончательно решает вопрос.

На практике принятие конституционных или финансовых законов указанного характера чаще всего осуществлялось одним парламентом квалифицированным большинством го­лосов. Например, законопроекты конституционного характе­ра о выборах президента Республики нередко принимались парламентом в таком порядке.

Вопрос о депутатском вознаграждении и различных льго­тах для депутатов рассматривается по тем же правилам “срочной процедуры” принятия конституционных законопро­ектов, о которых говорилось выше, то есть парламентом од­ного созыва 2/3 голосов.

Если законопроект (кроме конституционного) внесен правительством, то он должен быть рассмотрен на той же сессии и его нельзя откладывать на следующую сессию. Это, разумеется, не касается того законопроекта, который не был подписан президентом Республики. В данном случае эдускунта вправе не согласиться с его вето и перенести законо­проект, ею однажды уже принятый, на сессию парламента нового созыва. Но он не может внести в такой законопроект каких-либо изменений, а вправе либо его принять целиком, либо отклонить.

Дела, касающиеся введения нового налога, продления сро­ка действия старого налога, должны рассматриваться отдель­но от государственного бюджета, даже если соответствующая сумма налога была включена правительством в проект госу­дарственного бюджета.

Государственный бюджет в Финляндии не считается за­коном. Это особый документ, который рассматривается и подписывается президентом Республики по особым прави­лам процедуры. После его внесения правительством в пар­ламент он не проходит трех чтений, что требуется для за­конопроекта.

Сначала проводится общая дискуссия на пленарном засе­дании. Затем законопроект направляется в финансовую комиссию, которая распределяет отдельные разделы бюджета по соответствующим комиссиям для получения их предвари­тельного заключения, и по его результатам она готовит свое заключение для палаты.

Стадию рассмотрения в Большой комиссии проект госу­дарственного бюджета не проходит, но если в единственном чтении проекта возникают серьезные разногласия по нему, то палата может принять решение о повторном направлении этого проекта в финансовую комиссию. Без согласия финан­совой комиссии в проект госбюджета не могут вноситься из­менения, что прежде всего связано с необходимостью изы­скания дополнительных источников финансирования в слу­чае внесения предложений о дополнительных ассигнованиях на те или иные нужды. Но такие же требования предъявля­ются и в случае внесения предложений об уменьшении ас­сигнований (например, на оборону или содержание государ­ственного аппарата).

После того, как финансовая комиссия согласилась с пред­ложениями депутатов либо отклонила их, она вновь переда­ет свое заключение в палату. Когда в таких предложениях содержатся требования о дополнительных ассигнованиях, именно комиссия обязана изыскать источники дополнитель­ных ассигнований либо согласовать вопрос с правительством, чтобы оно указало такие источники.

Затем обсуждение продолжается. После этого проводится голосование.

Решение по всем делам принимается только тогда, ког­да председатель парламента объявляет обсуждение закон­ченным. По результатам голосования любой депутат впра­ве потребовать занесения в протокол пленарного заседания своего особого мнения по обсуждаемому вопросу. Такое особое мнение не должно быть предметом обсуждения в палате.

Акт об эдускунте разрешает председателю парламента отказывать в постановке вопроса, внесенного в ходе обсуж­дения, по мотивам его неконституционного характера, а также по тем мотивам, что предложение противоречит принятому закону или резолюции парламента. Однако та­кое решение председательствующего может быть не одоб­рено большинством депутатов. Тогда спорный вопрос пере­дается в конституционную комиссию, мнение которой яв­ляется окончательным.

Депутату предоставлено право знакомиться с текстом протокола пленарного заседания и требовать внесения в него исправлений на том основании, что его выступление было неверно зафиксировано, он может также просить исключить текст своего выступления из протокола либо часть его. После проверки протокола депутатами, выступавшими во время со­ответствующего пленарного заседания, он должен быть ут­вержден палатой.

Отсутствующему депутату предоставлено право, если он не участвовал в голосовании резолюции парламента по ува­жительной причине, включить в протокол указание, что он не участвовал в голосовании, но не имеет по тексту резолю­ции никаких замечаний.

Установлено правило, что бюджет должен быть принят до конца старого бюджетного года. В Финляндии он совпа­дает с календарным годом, в то время как в некоторых других странах он начинается и заканчивается в середине календарного года. Однако если парламент не успеет при­нять проект государственного бюджета к этому сроку, пра­вительство в качестве временной меры может руководство­ваться сметами, предусмотренными в им представленном в парламент проекте. Такие случаи имели место не так уж и редко.

В течение года правительство может обращаться в парла­мент за разрешением на дополнительные ассигнования. Та­кие предложения проверяются ревизорами парламента, и палата учитывает их мнение по данному вопросу. Ревизоры рассматривают и отчет правительства об исполнении госу­дарственного бюджета за прошлый год. Обсуждение отчета на пленарном заседании проводится по тем же правилам процедуры, что и принятие бюджета.

Порядок рассмотрения международных договоров, кото­рые передаются на ратификацию парламента, различен. Он зависит от того, какие вопросы в нем затрагиваются, какие обязательства берет на себя государство в связи с исполне­нием такого договора. Если вопрос связан с необходимостью внесения изменений в законодательство, то дело рассматри­вается по правилам, установленным в отношении конститу­ционных или простых законопроектов. Но применительно к изменениям конституционного характера действуют правила процедуры, которые допускают принятие конституционных изменений в “срочном порядке”. Если в международном договоре предусматриваются территориальные изменения, то они также требуют соблюдения порядка принятия конститу­ционного закона, когда такой договор должен повлечь за со­бой уменьшение территории страны.

Законопроекты, внесенные отдельными депутатами (практически парламентскими фракциями), в случае, если палата не успела их рассмотреть, переносятся на следующую сессию.

Существуют особые правила подписания решений парла­мента. Они различны для законопроектов, для бюджета и для международных договоров.

Как уже отмечалось, законопроект подписывается прези­дентом республики. Если проект не будет подписан прези­дентом в течение трех месяцев, то считается, что он его от­клонил. Бюджет в отношении тех предложений, которые бы­ли внесены правительством и, следовательно, одобрены президентом, им не подписывается. Что же касается допол­нительных ассигнований, включенных в бюджет парламен­том, то они нуждаются в президентском одобрении. Он мо­жет подписать такие дополнительные ассигнования сразу, в более позднее время или вообще не подписывать. Эти кре­диты в Финляндии считаются “условными” и без санкции президента во внимание не принимаются.

Ратифицированные парламентом международные догово­ры в последующем подписании президента не нуждаются. Они вступают в силу на основе резолюции парламента, так как договор был подписан президентом перед его направле­нием на ратификацию.

Решения парламента оформляются в Канцелярии эдускунты под наблюдением Управления канцелярией во главе с председателем парламента.

Обычно на весенней и осенней сессии парламента рас­сматривается более 10 тыс. дел. К ним относятся законопро­екты, бюджет, запросы депутатов, резолюции парламента и иные дела.

Депутаты работают в двух зданиях парламента. Дополнительное здание парламента предназначено для рабочих кабинетов депутатов, приема делегаций депутата­ми, лекционного зала и совещательных комнат. В нем же расположены ведомства омбудсмана, финляндская делега­ция Северного совета, помещения для парламентских кон­тролеров и ревизоров. Для работы депутатов в их распоряжении имеется большая парламентская библиотека с са­мым современным оборудованием, а также финская баня с бассейном.

Депутаты имеют электронную почту и персональные ЭВМ, которые подключены к обширному банку данных. С 1987 г. проводится учеба парламентариев. Канцелярия пар­ламента с 1929 г. ежегодно переиздает и распространяет сре­ди депутатов “Сборник законов для депутата” и справочник “Кто есть кто в парламенте”.

Назад       Главная