On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

ОРГАНЫ ПАЛАТ

Надлежащие организацию и функционирование палат, призваны обеспечить председатели палат и соответствующие бюро (президиумы), избрание которых палатами предусмот­рено в самой Конституции (ст. 63).

Первое заседание палат нового созыва ведет временное бюро в составе председателя и секретарей. В сенате времен­ным председателем автоматически становится старший по возрасту сенатор, а секретарями — шесть младших. В палате депутатов эта процедура усложняется, если в нее избран со­ответственно кто-либо из заместителей председателя палаты предшествующего созыва и секретариата. Временные бюро призваны, собственно, только лишь следить за процедурой избрания постоянных председателя и бюро.

Председатели палат избираются тайным голосованием. Но если для избрания на пост председателя палаты депута­тов кандидату необходимо получить большинство в две тре­ти от состава палаты в первом туре, такое же большинство, но от числа присутствующих во втором и абсолютное боль­шинство в третьем и последующих турах, то председатель сената избирается абсолютным большинством голосов в пер­вых трех турах и относительным большинством голосов при баллотировании двух ведущих кандидатов по результатам третьего тура — в четвертом.

Это различие в порядке избрания председателей имеет конкретную политическую подоплеку. Согласно ст. 86 Конституции председатель сената замещает президента ре­спублики во всех случаях, когда последний не в состоянии выполнять свои функции. Реальная роль президента в Италии во многом зависит от личности, занимающей этот пост. Для правящего большинства крайне важно поэтому, чтобы этот пост занимал (или потенциально мог занять) не только его представитель, но и персонально человек, максимально предсказуемый. Следовательно, оппозиции должно быть оставлено как можно меньше шансов сор­вать избрание той или иной конкретной кандидатуры. От­сюда — более простая формула избрания председателя се­ната. Напротив, более важный во внутрипарламентской жизни пост председателя палаты все же, при наличии больших дискреционных полномочий ограничен и составом самого парламента (палаты депутатов), и составом бюро. Здесь для правящего большинства принципиально значи­мым является недопущение лишь конкретного, явно опас­ного для него человека. Следовательно, предусмотрен ус­ложненный порядок избрания председателя палаты депута­тов. Такой порядок, помимо всего прочего, повышает “цену” этого поста в закулисных отношениях партий, предшествующих выдвижению кандидатов на все парла­ментские посты. Важно отметить, что, по сложившейся парламентской практике,  посты  председателей  палат должны занимать представители разных партий. Согласно ст. 63, на совместных заседаниях палат парламента функ­ции председательствующего и бюро выполняют соответст­вующие органы палаты депутатов.

В функции председателей палат, помимо названных, входят прежде всего две важнейшие конституционные пре­рогативы: право созыва палаты на чрезвычайную сессию (ст. 62) и консультация президента республики в связи с намерением последнего распустить палаты (ст. 88). В итальянской политической практике не было случая, когда бы президент распустил палаты без согласия их председа­телей.

Регламенты палат предоставляют председателям широ­кие полномочия по руководству заседаниями, обеспечению надлежащего порядка работы самих палат, их органов и служб. Председатель руководит работой бюро палаты: в частности, созывает его по собственной инициативе и са­мостоятельно определяет повестку дня его заседаний. Ве­лика роль председателя и в реализации повестки дня не­посредственно палаты: он самостоятельно определяет гра­фик ее выполнения. В ходе прений председатель предоставляет слово депутатам и лишает их слова, следит за выполнением регламента, задает вопросы, устанавлива­ет порядок голосования, разъясняет его значение и объяв­ляет результаты. Председатель назначает членов парла­ментских джунт — особых функциональных органов, которые будут рассмотрены ниже. Все решения бюро палаты проводятся в форме декрета ее председателя. Членами бюро каждой палаты являются по четыре заместителя председа­теля палаты, три квестора, восемь секретарей. В регламен­те палаты депутатов предусмотрено, что в бюро должны быть представлены все парламентские группы, в связи с чем до его избрания председатель палаты проводит необхо­димые консультации. Это категорическое требование — “должны быть” — чисто юридически противоречит уста­новленной в регламенте же процедуре избрания бюро: каждый депутат должен вписать в бланк бюллетеня имена двух депутатов для замещения должностей заместителей председателя палаты, двух квесторов и четырех секрета­рей. Избранными считаются депутаты, получившие боль­шинство голосов. Как же можно при таком порядке избра­ния добиться выполнения вышеуказанного требования о представительстве в бюро всех групп? Очевидно, что ре­гламент уповает на соблюдение депутатами партийной дис­циплины. Фактически положение о представительстве со­блюдается не только в палате депутатов, но и в сенате, регламент которого, установив аналогичную процедуру из­брания бюро, о представительстве в нем парламентских групп умолчал.

Заместители председателей палат не обладают самостоя­тельными функциями. Однако в случае отсутствия председа­теля роль их резко возрастает, поскольку они в порядке оче­редности выполняют его функции.

Прерогативы квесторов разнообразны. Во-первых, они, согласно указаниям председателя, следят за порядком в зале заседаний и за соблюдением церемониала. Во-вторых, осу­ществляют контроль за деятельностью вспомогательных служб палаты. В-третьих, контролируют расходы соответст­вующей палаты, подготавливают проект ее бюджета и отче­та о его исполнении.

Секретари обеспечивают составление протокола заседа­ния палаты, оглашают эти протоколы, составляют, в по­рядке поступления заявок, список выступающих, зачиты­вают по просьбе председателя поступившие предложения и документы, проводят поименные опросы, фиксируют осо­бые мнения, обеспечивают точность изложения документов палаты и стенографических отчетов и их опубликование в должные сроки.

Как коллегиальный орган, бюро утверждает проект бюд­жета и отчет о его исполнении, решает вопросы, связанные с формированием групп и комиссий, применяет дисципли­нарные санкции в отношении депутатов (сенаторов), грубо нарушивших порядок заседания, назначает генерального секретаря палаты, устанавливает правила внутреннего уп­равления, формирует вспомогательные службы, применяет меры поощрения и дисциплинарные меры в отношении слу­жащих палаты, определяет порядок доступа на заседания.

К функциональным органам палат относятся, помимо бю­ро, своеобразные депутатские (сенаторские) комиссии, име­нуемые джунтами. Это джунты по вопросам регламента, вы­боров и парламентской неприкосновенности. В сенате вопро­сами выборов  и парламентской неприкосновенности занимается одна джунта. Зато на правах джунты в сенате создается библиотечная комиссия (вопросами библиотеки палаты депутатов занимается соответствующая вспомога­тельная служба под контролем бюро).

Джунты формируются из числа депутатов (сенаторов) не­посредственно председателем соответствующей палаты. При этом последний “по возможности” должен обеспечить про­порциональность представительства различных парламент­ских групп.

Джунта по вопросам регламента и в палате депутатов и в сенате состоит из 10 человек, но в целях наиболее адек­ватного представительства групп ее состав может быть рас­ширен. Эту джунту возглавляет непосредственно председа­тель соответствующей палаты. Джунта толкует положения соответствующих регламентов, изучает парламентскую практику и предложения о внесении поправок в регламент, разрешает споры о компетенции между парламентскими ко­миссиями. Внесение непосредственно на рассмотрение пала­ты предложений об изменениях и дополнениях регламента осуществляется джунтой (либо через нее).

Джунта по вопросам выборов палаты депутатов состоит из 30 депутатов. Из своего состава она избирает председате­ля, двух его заместителей и трех секретарей. Джунта дейст­вует на основе собственного регламента, принимаемого по­сле одобрения его джунтой по вопросам регламента непос­редственно палатой. Не позднее, чем через 18 месяцев со дня выборов, джунта докладывает палате о соответствии избира­тельных процедур закону, о правильности избрания депутатов и о случаях неизбираемости и несовместимости. Впос­ледствии джунта собирается по необходимости для внесения в палату предложений о подтверждении, аннулировании и утрате депутатских мандатов.

Джунта по вопросам депутатской неприкосновенности со­стоит из 21 члена. Правила формирования ее органов и ре­гламента — такие же, какие предусмотрены для джунты по вопросам выборов. Компетенция этой джунты связана с ус­тановлениями ст. 68 Конституции, которые предусматрива­ют парламентские иммунитеты, в частности от уголовного преследования, ареста, обыска, исполнения уголовного при­говора и т.п. Для преодоления иммунитета необходима сан­кция соответствующей палаты. Джунта по вопросам депу­татской неприкосновенности готовит необходимые материа­лы для рассмотрения их палатой, в частности доклад и проект решения. Депутат, в отношении которого запрошена соответствующая санкция, должен быть приглашен на засе­дание джунты для дачи необходимых разъяснений.

Компетенция сенатской джунты по вопросам выборов и парламентских иммунитетов, состоящей из 21 человека, аналогична компетенции двух вышеназванных джунт в па­лате депутатов.

Библиотечная комиссия сената назначается в составе трех сенаторов. Комиссия курирует работу библиотеки, под­готавливает ее внутренний регламент и контролирует его со­блюдение.

В сендте имеется также джунта по вопросам европейских сообществ, назначаемая в составе 22 сенаторов. Однако ста­тус этой джунты ближе к статусу парламентской комиссии. Джунта консультирует сенат и комиссии при принятии ими решений, так или иначе затрагивающих вопросы, связанные с деятельностью сообществ, либо с действием договоров, за­ключенных в их рамках.

При палатах, для обеспечения их деятельности, предо­ставления необходимой помощи и информации парламента­риям действуют многочисленные службы. В палате депута­тов более 10 служб, включающих около 50 отделов, насчи­тывающих примерно 1,5 тыс. специалистов. В сенате 10 служб (не имеющих деления на отделы) насчитывают более 600 человек. Таким образом, на каждого представителя пар­ламентской “демократии” приходится два представителя парламентской бюрократии.

Службы палаты депутатов (несколько “перекрывающие” службы сената) занимаются такими вопросами, как изда­ние парламентских публикаций, организация междуна­родных связей, обеспечение депутатских прерогатив и иммунитетов, изучение и систематизация итальянского и зарубежного законодательств, судебных решений, парла­ментской практики, архив, парламентская документация и статистика. К этому следует добавить службу парламент­ских отчетов, службу стенографии, бухгалтерию, библиоте­ку, управление кадров, службу по управлению дворцом, церемониальную службу.

Службы палат возглавляются генеральным секретарем, назначенным бюро палаты. Обычно эту должность занимает один человек на протяжении нескольких легислатур. Парла­ментские служащие не входят в общую систему государст­венной службы, что, с одной стороны, ставит их в совершен­но бесправное положение в отношениях со своим непосредственным начальством, но с другой — создает довольно автономную и спаянную общими интересами систему, неза­висимую от внешних изменений. Эта независимость под­крепляется и двойным, по сравнению с заработком соответ­ствующих чиновников в системе государственной службы, окладом.

Набор в аппарат палат осуществляется по конкурсу, включающему сдачу ряда экзаменов, в том числе общеобя­зательных по конституционному и парламентскому праву, политической экономии и истории Италии. Это обеспечи­вает высокий удельный вес юристов в службах палат, не­редко причем высшей квалификации (профессора универ­ситета) .

Назад       Главная       Вперёд