On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

ПАРЛАМЕНТСКИЕ ГРУППЫ И КОМИССИИ

В парламентскую группу объединяются, как правило, представители одной партии, поэтому их иногда называют партийными фракциями. Однако понятие “парламентская группа” более точно, поскольку возникают и смешанные группы, а в группу, исповедующую однопартийность, могут войти и беспартийные, и парламентарии от партий, не пол­учивших в парламенте достаточного для сформирования от­дельной группы представительства.

Все депутаты и сенаторы должны принадлежать к груп­пам. Для создания парламентской группы необходимо не ме­нее 20 депутатов в палате и не менее 10—в сенате. Вместе с тем регламент палаты предоставляет бюро право разре­шить создание группы в составе менее 20 депутатов при ус­ловии, что эта группа представляет надлежаще организован­ную партию, чьи списки были выдвинуты на выборах не ме­нее, чем в 20 округах и получили не менее 300 тыс. голосов избирателей по стране в целом. Однако само по себе избра­ние парламентария по списку той или иной партии не влечет его автоматическое зачисление в соответствующую группу. В течение двух дней после первого заседания палаты депу­таты сообщают в бюро о своей принадлежности к группе. Не сделавшие сообщения, как не желающие принадлежать к партийной группе, образуют смешанную группу. Группы на своих первых заседаниях образуют органы групп: председа­теля, его заместителей, секретарей. О формировании орга­нов группы и о любых последующих изменениях как в со­ставе группы, так и в ее органах, сообщается председателю палаты.

Группам для выполнения ими своих функций предостав­ляются помещения и необходимое оборудование. Из бюдже­та палат, с учетом общих потребностей каждой группы и ее численности, парламентским группам выделяются дотации. Регламенты предоставляют группам особые процедурные права при обсуждении практически всех вопросов. Парла­ментарий, выступающий от имени группы, пользуется про­цедурными привилегиями перед парламентарием, выступа­ющим в личном качестве. Особые полномочия при опреде­лении  повестки  дня,   назначении  докладчиков   и содокладчиков имеют председатели групп. Регламенты пре­дусмотрели созыв ad hoc специального органа под руковод­ством председателей палат — конференции председателей групп, фактически с неограниченной компетенцией по воп­росам функционирования палат и комиссий. Этот орган со­зывается по личной инициативе самого председателя, прави­тельства либо одной из групп. Разумеется, велики и нефор­мальные возможности групп и их председателей по воздействию на депутатов.

С помощью взаимоотношений парламентских групп парламент выполняет свою важнейшую политическую функцию — посредничество между различными политическими силами с целью выработки политического курса страны. Группы участвуют в выполнении и других парла­ментских функций: прежде всего как субъекты законода­тельной инициативы, но также путем предварительного рассмотрения и соответственно подготовки парламентских решений и, кроме того, посредством направления своих членов в комиссии.

В самой Конституции (ст. 72) предусмотрено образование парламентских комиссий, в том числе постоянных. Основная доля парламентской деятельности протекает именно в посто­янных комиссиях. Комиссии, поскольку должны отражать соотношение политических сил в палатах, образуются путем назначения в них парламентскими группами собственных членов. В палате депутатов группа должна назначить равное число своих депутатов в каждую из комиссий; в сенате груп­па назначает своих членов в каждую из комиссий из расчета один сенатор на 12 членов группы. Группам, в которых се­наторов меньше, чем комиссий, регламент совета разрешает назначать одного сенатора в две комиссии с тем, чтобы груп­па была представлена в каждой из комиссий. В палате дей­ствует правило, что никто из депутатов не может быть на­значен членом более чем одной комиссии. В случае наз­начения депутата или сенатора членом правительства соответствующая группа может заменить его в том числе и членом другой комиссии. Такая замена, с предварительного согласия председателя палаты, возможна и при прохождении в комиссии конкретного законопроекта. В палате депутатов, кроме того, возможен, с согласия руководства групп, обмен депутатами одной и той же группы членством в комиссии. Такой обмен может осуществляться не чаще одного раза в год. В сенате комиссии обновляются по желанию групп после первых двух лет легислатуры. Депутаты и сенаторы, не рас­пределенные по общему правилу в комиссии, направляются в комиссии непосредственно председателем палаты, кото­рый, заслушав соответствующие предложения групп, по воз­можности должен при этом учитывать пропорциональное со­отношение групп в палате.

В комиссиях создаются бюро, состоящие из председателя комиссии, его двух заместителей и двух секретарей, которые избираются тайным голосованием членов комиссии, причем председатель должен быть избран абсолютным большинст­вом голосов.

Председатели комиссий представляют и созывают комис­сии, определяют повестку дня заседаний, председательству­ют в них. Функции других членов бюро комиссий в принци­пе аналогичны функциям членов бюро палат.

В палате депутатов создается 14. а в сенате — 12 посто­янных комиссий, перечень которых установлен в соответст­вующих регламентах.

Палата депутатов:

1. Конституционные вопросы. Устройство государства. Области. Общие вопросы государственной службы.

2. Деятельность бюро совета министров. Внутренние дела и вопросы отправления культа. Государственные предприя­тия.

3. Иностранные дела. Эмиграция.

4. Юстиция.

5. Бюджет и программирование. Государственное участие

в частном секторе.

6. Финансы и казначейство.

7. Оборона.

8. Образование и изящные искусства.

9. Общественные работы.

10. Транспорт и гражданская авиация. Торговый флот. Почта, связь, радио и телевидение.

11. Сельское и лесное хозяйство.

12. Промышленность и торговля. Ремесла. Внешняя тор­говля.

13. Труд, социальное обеспечение и страхование. Коопе­рация. 14. Гигиена и здравоохранение.

Сенат:

1. Конституционные вопросы, деятельность бюро совета министров и министерства внутренних дел, общее устройст­во государства и государственной администрации.

2. Юстиция.

3. Иностранные дела.

4. Оборона.

5. Экономическое программирование, бюджет, государст­венное участие в частном секторе.

б. Финансы и казначейство.

7 .Образование и изящные искусства, научные исследова­ния, зрелища и спорт.

8. Общественные работы; связь.

9. Сельское хозяйство.

10. Промышленность, торговля; туризм.

11. Труд, эмиграция, социальное обеспечение.

12. Гигиена и здравоохранение.

Для изучения конкретных вопросов, входящих в компе­тенцию постоянных комиссий, в них могут создаваться по­стоянные комитеты. По специфическим вопросам палаты об­разуют специальные комиссии.

Функции комиссий весьма разнообразны. Комиссии про­водят так называемые “референтские заседания” для изуче­ния вопросов, по которым они должны представить доклад палате; совещательные заседания для обмена мнениями; за­конодательные заседания для рассмотрения и утверждения законопроектов в соответствии со ст. 72 Конституции; редак­ционные заседания для надлежащего оформления и редакти­рования законопроекта или его отдельных статей. Комиссии осуществляют контрольные функции, заслушивают и обсуж­дают правительственные сообщения. По вопросам, входящим одновременно в компетенцию двух и более комиссий, они могут заседать совместно.

Особый статус предусмотрен для следственных парламен­тских комиссий, создаваемых ad hoc, для проведения ме­роприятий по проверке определенных данных, касающихся как событий, так и лиц. Эти комиссии обладают высшей следственной властью и не могут быть кем-то или как-то ог­раничены при изучении вопросов, поставленных перед ними палатами. По решению обоих председателей палат может быть создана общепарламентская следственная комиссия. Интерпарламентские комиссии, то есть общие для обеих па­лат, создаются и по другим, обычно конкретным, вопросам (например, по изучению законодательных последствий меж­дународного договора, или по изучению возможности деле­гирования правительству законодательной функции в конк­ретной области, по надзору за деятельностью конкретного государственного учреждения). На общепарламентской осно­ве действуют предусмотренные специальными законами ко­митет по контролю за государственной тайной и деятельно­стью специальных служб, общепарламентская комиссия по надзору за политической независимостью радио и телевиде­ния и объективностью распространяемой ими информации, а также комиссия по контролю за регулированием государ­ственного долга.

Назад       Главная       Вперёд