On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЛЕНА ИТАЛЬЯНСКОГО ПАРЛАМЕНТА

Парламентская дееспособность депутата (сенатора) свя­зана, во-первых, с соответствием избирательных процедур, в ходе которых он был выбран, закону и, во-вторых, с от­сутствием признаков неизбираемости и несовместимости. В отличие от других западных стран, в Италии, согласно ст. 66 Конституции, полномочия своих членов проверяются, а случаи, подпадающие под неизбираемость и несовмести­мость, определяются самими палатами, а не органами общей или конституционной юстиции, что способствовало бы боль­шей беспристрастности и объективности в рассмотрении со­ответствующих дел.

Помимо общепринятых оснований неизбираемости (от­сутствие избирательной правоспособности) в Италии, неиз­бираемым является гражданин, по решению суда помещен­ный в психиатрическую больницу, признанный банкротом или осужденный за строго определенные избирательным за­коном преступления. Кроме того, избирательным законом дан исчерпывающий перечень должностей, которые должны быть оставлены не менее, чем за 180 дней до окончания сро­ка полномочий действующей легислатуры с тем, чтобы граж­дане, их занимавшие, могли быть избраны в парламент. В ином случае являются неизбираемыми члены областных со­ветов (представительных органов власти в областях), пред­седатели провинциальных джунт (исполнительных комите­тов в провинциях, на которые подразделяется область), син­дики (мэры) коммун с населением свыше 20 тыс. жителей, а также высшие полицейские чины в центре и в области и служащие органов государственной безопасности. Неизбира­емы также руководящий персонал и юридические представи­тели предприятий, связанных договорными обязательствами с государством. Характерно, что в законе (ст. 10 Сводного текста законов 1957 г.) сделана оговорка: правила неизбира­емости не распространяются на персонал кооперативных предприятий.

Законом установлены также так называемые случаи от­носительной неизбираемости: речь идет о старших офице­рах и представителях генералитета вооруженных сил — они не могут избираться в своих военно-территориальных округах; а также о магистратах (судьях, следователях, прокурорах) — само согласие на выдвижение кандидатами они могут дать только находясь во временном запасе, при­чем они не могут быть избраны в округе, полностью или частично подпадающем под территориальную юрисдикцию того судебного органа, при (или в) котором они работали в течение шести месяцев, непосредственно предшествовав­ших даче согласия на выдвижение. Имеется также норма, запрещающая магистратам, которые баллотировались, но не были избраны, занимать в течение пяти лет соответст­вующие должности в данном округе.

Если установление неизбираемости влечет за собой ли­шение парламентского мандата, то несовместимость, уста­новленная в процессе проверки полномочий и нарушенная незлонамеренно, ставит депутата или сенатора перед необходимостью выбора. Согласно Конституции (ст. 65), несов­местимо одновременное выполнение депутатских и сена­торских функций. Установлена также несовместимость парламентских функций с функциями президента респуб­лики, члена конституционного суда, Национального совета магистратуры, члена Национального совета экономики и труда. Специальный закон о несовместимости 1953 г. за­претил парламентариям занимать должности правительст­венной номенклатуры в государственных или частных уч­реждениях, любые административные или юридико-консультационные должности в учреждениях, которые зависят либо состоят под контролем государства, а также в банков­ских и акционерных организациях и обществах (за исклю­чением кооперативных).

Как уже говорилось, вопросы о неизбираемости и несов­местимости рассматривают джунты по вопросам выборов обеих палат, передавая спорные случаи на рассмотрение са­мих палат.

Политический статус итальянского парламентария глав­ным образом вытекает из ст. 67 Конституции: “Каждый член парламента представляет нацию и не может быть связан обязывающим мандатом при выполнении своих функций”. Принцип национального представительства, во-первых, содержит идею политического представительства народа, которому, согласно ст. 1 Конституции, принадле­жит суверенитет, осуществляемый им в формах и преде­лах, установленных Конституцией. Во-вторых, закрепление принципа национального представительства означает отри­цание идеи территориального представительства — депутат (сенатор) не представляет интересы населения избиратель­ного округа, от которого он был избран. Этот принцип, однако, не запрещает парламентарию быть проводником определенных местных интересов, которые, правда, долж­ны оцениваться им через призму общенациональных инте­ресов страны. Принцип национального представительства тождествен, но не равнозначен принципу запрещения им­перативного (обязывающего) мандата, подразумевающему также запрещение принимать какие-либо обязательства либо следовать каким-либо инструкциям в выполнении парламентарием своих функций.

Получение парламентарием не предусмотренного зако­ном материального вознаграждения за его конкретные действия в парламенте, пусть даже без предварительно заклю­ченной сделки, рассматривается как коррупция и преследу­ется по уголовному законодательству.

Принцип, запрещающий императивный мандат, фор­мально действует и в отношениях парламентария с партией, членом которой он является либо по списку которой был из­бран, хотя фактическая зависимость от партий очевидна. В итальянской конституционно-правовой доктрине такая зави­симость оправдывается тем, что непосредственно в парла­менте она проявляется в форме зависимости парламентариев от парламентских групп — конституционно предусмотрен­ных внутренних органах самого парламента. Так, отставка парламентария по причине его выхода из партии, по спискам которой он был избран, не должна быть принята палатами (хотя, как правило, отставка должна быть принята), по­скольку принятие отставки означало бы молчаливое призна­ние нарушения ст. 67 Конституции в части запрещения им­перативного мандата.

Три главные составные части правового статуса парла­ментария: неответственность парламентария за действия, предпринятые им во исполнение своих функций, парла­ментская неприкосновенность и вознаграждение. Перечис­ленные парламентские прерогативы не являются личными привилегиями парламентариев: он не может от них отка­заться, поскольку они установлены в качестве гарантий надлежащего выполнения его функций и независимости его мандата.

При наличии политической ответственности парламента­рия за деятельность парламента в целом он не может “под­вергаться преследованию за выраженные мнения и за то или иное голосование при выполнении своих функций” (ст. 68 Конституции). Это правило относится, что особенно важно отметить, также и к мнениям, выраженным вне парламента, но в качестве парламентария (в интервью, на встречах с из­бирателями и т.п.).

Парламентарии, согласно той же ст. 68, не могут быть привлечены к уголовной ответственности без санкций соот­ветствующей палаты. Иммунитет распространяется также на арест или иные меры ограничения личной свободы, а также личный досмотр или обыск, за исключением случаев задер­жания с поличным. Отдельная санкция палаты требуется в отношении каждого процессуального действия, связанного с ограничением свободы депутата (сенатора). Понятно, что от­каз в санкционировании уголовного преследования исключа­ет возможность ареста, но выдача санкции на уголовное пре­следование не означает санкционирования ареста — нужна отдельная санкция, и так вплоть до санкционирования за­ключения под стражу даже во исполнение вступившего в за­конную силу приговора суда. Парламентарий, находящийся на момент избрания депутатом (сенатором) в предваритель­ном заключении либо отбывающий наказание, связанное с лишением свободы, должен быть немедленно освобожден. Это относится и к тем ситуациям, когда избранный гражда­нин попадает под случаи неизбираемости (неважно, совер­шена ли ошибка при регистрации его кандидатом, или неиз­бираемость наступила позднее); после его избрания принять соответствующее решение может только палата. Как уже от­мечалось, до окончательного решения палаты запрос на сан­кцию предварительно рассматривается соответствующей джунтой, подготавливающей доклад и проект решения по за­просу.

Вознаграждение членов парламента не является заработ­ной платой в обычном понимании: оно не подлежит каким-либо удержаниям, включает в себя средства на секретарские и представительские расходы, облагается подоходным нало­гом лишь в четырех десятых всей суммы. Вместе с тем фак­тически парламентарии приравнены к государственным слу­жащим, для которых установлена единая система окладов. Члены итальянского парламента получают вознаграждение, равное окладу председателя отделения Верховного кассаци­онного суда. Для сравнения: министры, приравненные к ма­гистратам высшей квалификации, получают примерно на 20% больше парламентариев.

Эти же ориентиры действуют и для других выплат и льгот (командировочные, гостиница и т.п.). Парламента­рии не имеют права на государственный автомобиль, одна­ко пользуются правом бесплатного проезда по железной дороге.

Государственные служащие, избираемые в парламент, должны на период действия парламентского мандата выйти во временный запас без сохранения содержания. Согласно ст. 38 Конституции, находясь в запасе, они не могут быть повышены в должности по государственной службе иначе как за выслугу лет. По истечении мандата они должны быть восстановлены на прежнем месте работы без потери в зара­ботке и стаже.

Вознаграждения, превышающего средний уровень зара­ботной платы примерно в 2,5—3 раза, как правило, недоста­точно для содержания парламентарием собственного аппара­та, поэтому большинство прибегает к канцеляриям групп, создаваемым на средства, получаемые группами в порядке государственного финансирования политических партий и к вспомогательным службам палат.

Назад       Главная       Вперёд