Биоэтика сконцентрирована преимущественно на анализе отдельных
случаев,моральных коллизий,казусов,трудных с моральной точки зрения
для принятия решения.Такая трактовка задач биоэтики,сводящая ее, по
сути,к изучению и описанию отдельных "казусов",неразрывно связана с
определенными традициями американской культуры,прежде всего с особой
значимостью правовых институтов в американском обществе.
Биоэтика может служить одним из ярких примеров взаимовлияния пра-
ва и науки,правового и научного дискурса,првовой системы и филосо-
фии.Судебная система США основана на праве прецедента.Американская
система права не предполагает существования правовых норм вне и неза-
висимо от социальных действий.
Биоэтика с самого начала своего возникновения испытывает громад-
ное воздействие и того веса,который придается в американском обществе
институту права,и специфичности этой системы как права прецедента.Это
обнаруживается уже в том,что биоэтика ориентируется прежде всего на
принятие решений в тех ситуациях,когда существуют моральные колли-
зии,проблемы,трудности.Более того,процедура принятия моральных решений
организована по образу и подобию американского суда.Для принятия реше-
ния в случае моральных конфликтов и коллизий в США создана система так
называемых этических комитетов,которые существуют в подавляющем боль-
шинстве американских больниц.
При всей неоднозначности отношения общественного мнения к этичес-
ким комитетам,при всей критике бюрократизации в них,при всем неприятии
завышения своих полномочий и функций членами этических комитетов,воз-
никающих этических коллизий внутри этических комитетов,следует все же
сказать,что созданная в США система этических комитетов-от больниц до
штатов и вплоть до еще недавно существовавшего Президентского этичес-
кого комитета-выполняет свои функции и прежде всего способствует на-
хождению морального решения в трудных ситуациях.
Специфика биоэтики в США заключается в том,что она мыслится как
описание и обобщение отдельных случаев,в которых возникают трудности
решения конфликтных в этическом отношении ситуаций.Отдельный слу-
чай,рассмотренный с точки зрения моральных коллизий,предстает не как
императивная,общеобязательная и принудительная норма для решения ана-
логичных конфликтных ситуаций,а лишь как образец,как руководство для
принятия решений по аналогии.Само собой разумеется,что моральное реше-
ние,найденное в каком-то одном случае,индивидуализировано,ведь оно
имеет дело с жизненно важными для человека проблемами,касается в бук-
вальном смысле слова его жизни и смерти.И это решение может лишь вы-
полнить функцию образца для морального решения другого случая,касающе-
гося жизни и смерти другого человека.Из решения-образца нельзя вывести
нравственные обязательства врача и пациента.
Формирование биоэтики в США совпало не только с движением за аль-
тернативную науку и технологию,но и осознанием опасностей технократи-
ческого мышления в медицине.Возникла опасность рассмотрения человека
как объект наблюдения,экспериментирования и манипулирования.Биоэтика
сформировала биоэтическое движение и среди медиков,и среди широкой об-
щественности,осуществила его в реальной практике американского здраво-
охранения.Этот подход исходит из фундаментальных ценностей либерализ-
ма.Фундаментальные принципы биоэтики-автономности индивида,свободы
воли и выбора,информированного согласия-не просто несут на себе отпе-
чаток ценностей либерализма,но являются их выражением в конкретной об-
ласти моральных решений и действий.
|