On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

7. Модель контрактного типа

Модель социальных отношений, которая соответствует реальным усло- вияя, - это модель, основанная на контракте или соглашении. В поняяие контракта не следует вкладывать юридического смысла. Его следует трак- товать скорее символически как традиционный религиозный или брачный обет. Основные принципы свободы, личного достоинства, честности, ис- полнение обещаний и справедливости необходимы для модели контрактного типа. Лишь в ней может существовать подлинное разделение морального авторитета и ответственности. Она позволяет избежать отказа от морали со стороны врача, что характерно для модели техниччского типа, и отка- за от морали со стороны пациента, что характерно для модели сакрально- го типа.Она позволяет избежать ложного и неконтролируемого равенства в модели коллегиального типа.В отношениях, основанных на контракте, врач осознает,что в случаях значимого выбора за пациентом должна сохранять- ся свобода управлять своей жизнью и судьбой. Если же врач не сможет жить в согласии со своей совестью,вступив в такие отношения,то конт- ракт или расторгается, или не заключается.

В модели контрактного типа у пациента есть законные основания ве- рить, что, поскольку исходная система ценностей, используемая при при- нятии медицинских решений, коренится в системе ценностей самого паци- ента, множество разных решений, которые врач должен принимать ежеднев- но при оказании помощи пациентам, будет осуществляться в соответствии с ценностными ориентациями больного.

Кроме того, в модели контрактного типа решения принимаются так, что сохраняется уверенность в то, что и пациент, и врач морально чис- топлотны.Решения принимаются медицинскими работниками на основе дове- рия.Если же доверие утраччвается,то расторгается и контракт.

Медицинская этика в эпоху биологической и социальной революций рассматривает громадное количество новых и трудных моральных проблем: искусственное оплодотворение, нейрохирургия," пилюли счастья",смерть мозга и использование медицинской технологии в военных целях.Однако повседневные кризисные ситуации в моральном плане могут и не быть столь неординарными. Является ли медицинская проблема неординарной или же она не более сложна, чем обычная задачка по физике, и в том и в другом случае решающую роль в ней будет играть дух моральной ответс- твенности, который зависит от выбора соответсвующей модели моральныы отношений между сообществами профессионалов и непрофессионалов. Это и есть подлинное основание для медицинской этики в эпоху революционных преобразований.

Назад       Главная       Вперёд