Модель социальных отношений, которая соответствует реальным усло-
вияя, - это модель, основанная на контракте или соглашении. В поняяие
контракта не следует вкладывать юридического смысла. Его следует трак-
товать скорее символически как традиционный религиозный или брачный
обет. Основные принципы свободы, личного достоинства, честности, ис-
полнение обещаний и справедливости необходимы для модели контрактного
типа. Лишь в ней может существовать подлинное разделение морального
авторитета и ответственности. Она позволяет избежать отказа от морали
со стороны врача, что характерно для модели техниччского типа, и отка-
за от морали со стороны пациента, что характерно для модели сакрально-
го типа.Она позволяет избежать ложного и неконтролируемого равенства в
модели коллегиального типа.В отношениях, основанных на контракте, врач
осознает,что в случаях значимого выбора за пациентом должна сохранять-
ся свобода управлять своей жизнью и судьбой. Если же врач не сможет
жить в согласии со своей совестью,вступив в такие отношения,то конт-
ракт или расторгается, или не заключается.
В модели контрактного типа у пациента есть законные основания ве-
рить, что, поскольку исходная система ценностей, используемая при при-
нятии медицинских решений, коренится в системе ценностей самого паци-
ента, множество разных решений, которые врач должен принимать ежеднев-
но при оказании помощи пациентам, будет осуществляться в соответствии
с ценностными ориентациями больного.
Кроме того, в модели контрактного типа решения принимаются так,
что сохраняется уверенность в то, что и пациент, и врач морально чис-
топлотны.Решения принимаются медицинскими работниками на основе дове-
рия.Если же доверие утраччвается,то расторгается и контракт.
Медицинская этика в эпоху биологической и социальной революций
рассматривает громадное количество новых и трудных моральных проблем:
искусственное оплодотворение, нейрохирургия," пилюли счастья",смерть
мозга и использование медицинской технологии в военных целях.Однако
повседневные кризисные ситуации в моральном плане могут и не быть
столь неординарными. Является ли медицинская проблема неординарной или
же она не более сложна, чем обычная задачка по физике, и в том и в
другом случае решающую роль в ней будет играть дух моральной ответс-
твенности, который зависит от выбора соответсвующей модели моральныы
отношений между сообществами профессионалов и непрофессионалов. Это и
есть подлинное основание для медицинской этики в эпоху революционных
преобразований.
|