Основные проблемы переходного
этапа нашей экономики связанны с
отсутствием достаточно понятных ,
корректных, стабильных «правил игры», т.е.
законодательной базы, регулирующей
инвестиционную деятельность. Основу
национального законодательства об
иноинвестициях составляют правовые
гарантии, непосредственно влияющие на
международный инвестиционный процесс.
Цель таких гарантий - обеспечение взаимных
интересов принимающих стран и иностранных
инвесторов. Другими словами, иностранная
частная собственность - инвестиции - как бы
приравниваются по правовому положению к
частной собственности отечественных
инвесторов.
Однако, для взаимовыгодных
отношений это недостаточно. Ведь
иноинвесторам приходится нести
дополнительные расходы на транспорт,
связь и многое другое. Поэтому
национальное законодательство
принимающих стран предусматривают
предоставление иностранным инвесторам
льгот и привилегий ( в отношении
налогообложения, таможенных пошлин, и др.)
В настоящее время основным
законодательным актом, регулирующим
деятельность по иностранному
инвестированию, является Закон РФ от 4 июля
1991 года «Об иностранных инвестициях в
РСФСР». Статья 6 Закона указывает, что
иностранные инвестиции на территории РФ
пользуются полной правовой защитой, а
статья 7 декларирует гарантии от
принудительных изъятий. Согласно закону,
иностранные инвестиции не подлежат
национализации, реквизиции или
конфискации кроме как в исключительных,
предусмотренных законодательством
случаях. При этом иностранные инвесторы
имеют право на возмещение возникающих
убытков. Налоги инвесторы платят в
соответствии с законами РФ.
Предусмотрены некоторые льготы
совместным предприятиям с иностранными
инвестициями - право без лицензии
экспортировать продукцию и импортировать
товары для собственных нужд, оставлять
валютную выручку полностью в своем
распоряжении.
До недавнего времени большая
проблема было связана со взиманием
таможенных пошлин и налогов с иностранных
фирм, которые практически не имели никаких
преимуществ перед российскими
инвесторами. Поэтому зарубежные партнеры
вынуждены были уменьшать размеры своих
инвестиционных программ на величину
взимаемых пошлин и налогов. Но 25 января
подписан Указ Президента РФ «О
дополнительных мерах по привлечению
иностранных инвестиций в отрасли
материального производства РФ» В качестве
таких мер установлено снижение в 2 раза
таможенных пошлин на ввоз иностранных
товаров, если ввозящие их иностранные
компании являются учредителями
предприятий по производству аналогичных
товаров и осуществляют прямые
капиталовложения в отрасли материального
производства РФ. Тоже относится к
налогообложению компаний с долей
иностранного капитала более 30% (или не
менее 10 млн $), оно приравнено фактически к
налогообложению малых предприятий;
инвесторы освобождены от таможенных
пошлин, НДС и акцизов при поставке
оборудования для действующих предприятий
и при вкладе их в уставной капитал.
Но все равно, законодательная
база, регулирующая иноинвестиции, не
доработана. Так, все бизнесмены мира ведут
свое дело на основе законов, у нас же им
приходиться руководствоваться указами,
распоряжениями, постановлениями и другими
нормативными документами, которые
постоянно меняются, дополняются,
уточняются, разъясняются, что затрудняет
реализацию любых экономических программ.
|