Знаменитый Сенат был «рожден»
Петром 1 как бы экспромтом. Отправляясь в
Прутский поход в феврале 171 1 г., Петр
обнародовал указ: «Определили быть для
отлучек наших правительствующий Сенат, для
управления...». Состав его был невелик (9
сенаторов), да и создан он был как бы
временно. Вдогонку первому указу 2 марта
пришел второй с перечнем полномочий (попечение
о правосудии, об устройстве
государственных доходов, общем управлении,
о торговле и хозяйстве). Вскоре Сенат стал
высшим судебным и управленческим органом.
Поначалу Сенат был коллегиальным органом
из 9 сенаторов, обладавших равными голосами.
Связь Сената с губерниями осуществляли
губернские комиссары.
Практически одновременно с
Сенатом Петр 1 основал новый контрольно-ревизионный
институт так называемых фискалов. Это была
целая армия официальных лиц, действовавших
тайным образом и выявлявших все
неправедные действия, наносившие ущерб
государству (казнокрадство, взяточничество,
нарушение законопорядка и т.д.). Во главе
фискалов стоял обер-фискал при Сенате. У
него в подчинении было 4 фискала (два от
купечества и два от дворянства). При
губернских правлениях было также по 4
фискала, в городах - 1-2 фискала. Фискалы не
получали жалованья, в награду за труды им
полагалась в первые годы половина, а потом
треть конфискованного имущества. Фискалы
все свои наблюдения отправляли в
Расправную палату, откуда дела поступали в
Сенат. Над самим Сенатом с 1715 г. надзирал
специальный сенатский генерал-ревизор, а с
1721 г. контроль вели помесячно штаб-офицеры
гвардии.
Постепенно пробивала себе дорогу
и такая форма государственного управления,
как коллегия. Еще в 1711 г. был подан проект
организации особой коллегии для
руководства горной промышленностью. В
следующем году появились проекты
организации Коммерц-коллегиии, Ревизион-коллегии,
а в 1715 г. Коммерц-коллегия стала уже
функционировать. Тогда же, в 1715 г., начата
была проработка вопроса об организации
центральных органов управления и изучения
опыта Дании, Швеции и Австрии. Три наиболее
важные коллегии (Военная, Адмиралтейская и
Иностранная) стали работать уже в 1718 г.
Всего было учреждено 11 коллегий (остальные
восемь; Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия,
Коммерц-коллегия, Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия,
Вотчинная коллегия, Ревизион-коллегия и
Юстиц-коллегия). Структура и функции
коллегий вплоть до организации
делопроизводства, процедуры заседаний были
подробно разработаны в Генеральном
регламенте и регламентах отдельных
коллегий. Так была заложена основа
унификации и бюрократизации
государственного управления.
К числу центральных учреждений
должен был принадлежать Синод, или Духовная
коллегия. В свое время после смерти
патриарха Адриана царь назначил на этот
пост лишь исполняющего обязанности (местоблюстителя),
а выборы патриарха не провел. Причиной тому
было сдержанное, если не враждебное,
отношение духовенства к преобразованиям
царя, причастность духовенства к делу
царевича Алексея. В итоге в 1721 г. был
образован Синод во главе с президентом,
бывшим местоблюстителем престарелым
Стефаном Яворским. Фактическим главой
Синода был вице-президент псковский
архиепископ Феофан Прокопович. Именно он
сочинил Духовный регламент - свод важнейших
организационных и идеологических
установлений церковной организации в новых
условиях абсолютизма. По Регламенту члены
Синода присягали, как и все чиновники, на
верность царю и обязывались «в мирские дела
и обряды не входить ни для чего». За всем
этим незримо стояла не забытая опасность
гордыни патриарха Никона. Теми же мотивами
были продиктованы принципы коллегиального
управления церковью и вменено в
обязанность священникам нарушение тайны
исповеди в случаях, «грозящих
государственным интересам». Внешне все это,
по рассказам, выглядело довольно
устрашающе. Как пишет Н.И. Павленко, царь, на
встрече с иерархами церкви уяснив, что они
хотят избрать патриарха, поднял Духовный
регламент и заявил: «Вы просите патриарха -
вот вам духовный патриарх!» А на ропот
недовольных он обнажил кортик и со словами:
«А противомыслящим вот булатный патриарх»,
- ударил им в стол.
В 1718-1722 гг. Сенат был реформирован.
В частности, его членами стали все
президенты коллегий. Была введена
должность генерал-прокурора. С появлением
его стала действовать целая армия
прокуроров во всех центральных и
губернских учреждениях. Ему же подчинялись
и все фискалы империи. Генерал-прокурор и
обер-прокурор Сената подчинялись только
государю. Он мог опротестовать и
приостановить решение Сената. Основная
функция прокурорского контроля - забота о
соблюдении правопорядка. Первым генерал-прокурором
был Павел Иванович Ягужинский.
В 1720 г. в Петербурге был воссоздан
на правах центрального учреждения Главный
Магистрат, а на местах вновь образованы
городские магистраты, в какой-то мере
отражавшие сословные интересы купечества.
Наконец, в дополнение к Преображенскому
приказу для решения дел политического
сыска в Петербурге была учреждена Тайная
Канцелярия.
|