Составление проекта бюджета
осуществляется исполнительными органами
власти. Ему предшествует разработка планов-прогнозов
развития территорий и целевых программ, на
основе которых создается сводный
финансовый баланс государства по
территории России (СФБ). В денежной форме он
выражает социально-экономическое развитие
страны, позволяет полнее анализировать
движение стоимости общественного продукта
и национального дохода, учитывать все
финансовые ресурсы, определяя их объем и
направление использования.
Между СФБ и федеральным бюджетом
существует тесная связь: СФБ выражает
финансовую программу в общем виде, а бюджет
- конкретно, развернуто; СФБ отражает
требование финансовой политики, а бюджет
обеспечивает проведение ее в жизнь;
структура доходов и расходов СФБ
приближается к бюджету.
СФБ дает возможность органам
исполнительной власти - Правительству РФ,
советам министров республик в составе РФ,
органам исполнительной власти других
субъектов Федерации и местного
самоуправления разрабатывать постатейно
бюджетные расходы и составлять расчеты для
определения доходов бюджета.
Непосредственная работа по
составлению проектов бюджетов проводится
Министерством финансов РФ и его
финансовыми органами, а также налоговыми и
таможенными органами. При составлении
бюджетов на предстоящий год используются
разные методы:
1) метод экономического анализа --
определяет степень выполнения бюджета за
прошлый год и устанавливает степень
выполнения за текущий год, выявляя причины
отклонения;
2) нормативный метод, в основе
которого лежит норма определенной статьи
расхода. Умножением натуральной единицы на
норму устанавливается общая сумма расхода;
3) экстраполяционный метод -
определяет финансовые показатели на основе
их динамики исходя из отчетных данных за
предыдущие годы и распространяет
полученные суммы на будущий год.
Правительство РФ организует
работу по доведению до представительных и
исполнительных органов субъектов
Федерации инструктивного письма об
особенностях составления расчетов к
проектам бюджета на следующий финансовый
год, в том числе централизованно
установленных социальных и финансовых
нормах или их изменениях. Кроме того, в
письме разработаны данные о:
проектируемых нормативах (процентах)
отчислений от регулирующих доходов и
принятых в их расчет сумм контингентов этих
доходов;
дотациях и субвенциях,
намечаемых к предоставлению из
федерального бюджета РФ, и их целевом
назначении;
перечне и фиксированных долях (в
процентах) доходов, закрепленных за
бюджетами субъектов Федерации; перечне
расходов, передаваемых из федерального
бюджета РФ. Данные по аналогичным
показателям сообщаются вышестоящими
исполнительными органами власти
непосредственно нижестоящим
представительным и исполнительным органам
власти в установленные соответствующими
вышестоящими органами власти сроки,
обеспечивающие утверждение бюджетов до
начала финансового года. Для полного учета
всех финансовых ресурсов, а также
определения средней финансовой
обеспеченности исполнительный орган
власти субъектов Федерации вправе
составлять территориальный сводный
финансовый баланс. Предприятия, учреждения,
организации всех форм собственности,
расположенные на соответствующей
территории, включая налоговые службы и
органы статистики, по запросам
исполнительных органов обязаны
безвозмездно представлять им сведения,
необходимые для составления этих балансов.
В ходе составления проектов
бюджетов много времени уходит на
согласование доходов и расходов между
исполнительными органами власти и
финансовыми и налоговыми органами.
Составленный и согласованный
проект федерального бюджета РФ
Правительство РФ до 1 сентября вносит на
рассмотрение в Государственную Думу.
Одновременно с проектом бюджета
представляются следующие документы:
предварительные итоги социально-экономического
развития РФ за истекший период;
прогноз социально-экономического
развития РФ на предстоящий год;
прогнозы Сводного финансового
баланса по территории РФ на предстоящий год;
прогноз консолидированного
бюджета на предстоящий год; основные
направления бюджетной и налоговой политики
на предстоящий год;
основные принципы и расчеты по
взаимоотношениям федерального бюджета с
бюджетами субъектов РФ на предстоящий год;
федеральные целевые программы и
федеральные программы по развитию регионов,
предусмотренные к финансированию из
федерального бюджета на предстоящий год;
федеральная адресная инвестиционная
программа; оценка ожидаемого исполнения
федерального бюджета за текущий год, а
также консолидированного бюджета за
предшествующий год;
поквартальное распределение
доходов и расходов федерального бюджета на
предстоящий год и некоторые другие
материалы.
Вместе с проектом Федерального
закона "О федеральном бюджете"
Правительство РФ вносит в Государственную
Думу проекты федеральных законов о
бюджетах государственных внебюджетных
фондов, а также предложения о повышении
минимального размера пенсий и минимального
размера оплаты труда.
По сравнению с США перечень
представляемых документов значительно
ограничен. Административно-бюджетное
управление США вместе с проектом
федерального бюджета направляет в Конгресс
еще 30 документов, в том числе об
эффективности проводимых бюджетных
мероприятий, полную информацию о
государственном долге, прикидочные данные
о бюджетных расходах на ближайшие пять лет,
потери бюджета в связи с разнообразными
налоговыми льготами и др. Эти данные
позволяют специалисту с предельной
точностью оценить состояние финансов США,
дать оценку бюджетно-налоговой политики
правительства, проанализировать ее
наиболее вероятные перспективы.
Рассмотрение и утверждение
бюджетов в законодательных органах -
Федеральном Собрании (Парламенте) РФ,
представительных органах субъектов
Федерации и местных самоуправлениях.
Проект федерального бюджета и
указанные документы, полученные Советом
Государственной Думы, направляются в его
Комитет по бюджету, налогам, банкам и
финансам для заключения. На основании
заключения Комитет решает вопрос о
принятии проекта федерального закона "О
федеральном бюджете" к рассмотрению в
Государственной Думе. Все материалы
передаются Президенту РФ, Совету Федерации,
комитетам Думы для внесения замечаний и
предложений, а также в Счетную палату на
заключение.
Комитеты, утвержденные Советом
Государственной Думы, ответственны за
рассмотрение отдельных разделов и
подразделов расходов с; точки зрения
целесообразности, актуальности, финансовой
и материальной возможностей. Результаты
анализа и заключения по каждому комитету
направляются в Комитет Государственной
Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам,
который является единственным
специализированным бюджетно-финансовым
комитетом с огромным объемом работы по всем
перечисленным в его названии вопросам. В то
же время, как и в развитых странах, внутри
парламента действует множество
дифференцированных бюджетно-налоговых
комиссий и комитетов (в США, например, 27
подразделений Конгресса занимаются
вопросами рассмотрения бюджета), детально
анализирующих конкретные проблемы.
Получив заключение от каждого
комитета, Комитет Государственной Думы по
бюджету, налогам, банкам и финансам
составляет сводное заключение по проекту
федерального бюджета и представляет его на
рассмотрение в Государственную Думу,
которая начинает рассмотрение бюджета в
нескольких чтениях (например бюджета на 1997
г. в четырех чтениях). При необходимости
Правительство РФ направляет в Думу
изменения и дополнения в законодательные
акты о налогах.
При рассмотрении федерального
бюджета в первом чтении Государственная
Дума обсуждает концепцию и прогноз
социально-экономического развития РФ,
основные направления бюджетной и налоговой
политики, основные принципы
взаимоотношений федерального бюджета с
бюджетами субъектов Федерации. Кроме того,
рассматриваются основные характеристики
федерального бюджета на предстоящий год:
1) доходы в разрезе групп,
подгрупп и статей классификации доходов
бюджетов РФ;
2) распределение доходов от
федеральных налогов и сборов между
федеральным бюджетом и бюджетами субъектов
РФ;
3) размеры несбалансированности (дефицит)
федерального бюджета в абсолютных цифрах и
в процентах к расходам, а также источники
покрытия дефицита;
4) общий объем расходов
федерального бюджета в целом. По
результатам обсуждения принимается проект
федерального бюджета в первом чтении и
утверждаются основные характеристики
федерального бюджета.
В случае отклонения проекта
федерального бюджета в первом чтении
Государственная Дума может:
передать указанный законопроект
в Согласительную комиссию по уточнению
основных характеристик федерального
бюджета, состоящую из представителей
Государственной Думы, Совета Федерации и
Правительства, для разработки
согласованного варианта;
вернуть законопроект в
Правительство РФ на доработку; поставить
вопрос о доверии Правительству РФ. При
отклонении федерального бюджета и передачи
его в Согласительную комиссию она
разрабатывает вариант основных
характеристик федерального бюджета и
принимает согласованное решение.
Согласованный текст федерального бюджета
вновь вносится на рассмотрение в первом
чтении в Государственную Думу.
По итогам рассмотрения проекта
федерального бюджета в первом чтении
принимается постановление Государственной
Думы о федеральном бюджете на предстоящий
год в первом чтении и об основных
характеристиках этого бюджета.
При рассмотрении проекта
федерального бюджета в о втором чтении
Государственная Дума утверждает расходы
федерального бюджета по разделам бюджетной
функциональной классификации в пределах
общего объема расходов федерального
бюджета, утвержденного в первом чтении.
При рассмотрении указанного
законопроекта в третьем чтении
Государственная Дума обсуждает расходы
федерального бюджета по подразделам
функциональной классификации, всем уровням
ведомственной классификации, федеральным
целевым программам в пределах расходов,
утвержденных по разделам во втором чтении,
а также перечень защищенных статей
федерального бюджета, программы
предоставления средств на возвратной
основе по каждому виду расходов.
В четвертом чтении
Государственная Дума рассматривает
поправки к законопроекту, а также
поквартальное распределение доходов,
расходов и дефицита федерального бюджета.
На пленарном заседании Государственной
Думы законопроект о федеральном бюджете
ставится на голосование в целом.
Принятый Государственной Думой
Федеральный закон "О федеральном бюджете
на предстоящий год" в соответствии со
статьей Конституции РФ в течение пяти дней
со дня принятия передается на рассмотрение
Совета Федерации.
Закон о бюджете считается
одобренным Советом Федерации, если за него
проголосовало более половины от общего
числа членов этой палаты либо если в
течение 14 дней он не был рассмотрен Советом
Федерации. В случае отклонения Советом
Федерации этого закона обе палаты
Парламента могут создать Согласительную
комиссию для преодоления возникших
разногласий, после чего Федеральный закон
подлежит повторному рассмотрению Думой.
В случае несогласия
Государственной Думы с решением Совета
Федерации закон о бюджете считается
принятым, если при повторном голосовании за
него проголосовало не менее 2/3 от общего
числа депутатов Думы (ст. 105 Конституции РФ).
Принятый Федеральный закон о
бюджете в течение пяти дней направляется
Президенту РФ для подписания и
обнародования. На .подписание Закона
Президентом отводится 14 дней. Если
Президент в этот срок не подписал Закон и
отклонил его, то Дума и Совет Федерации
вновь рассматривают его в установленном
Конституцией РФ порядке. Если при повторном
рассмотрении Закон о бюджете будет одобрен
в ранее принятой редакции большинством не
менее 2/3 голосов от общего числа членов
Парламента, он подлежит подписанию
Президентом РФ и обнародованию в течение
семи дней (ст. 107 Конституции РФ).
В случае непринятия федерального
бюджета до начала финансового года
Государственной Думой принимается
Федеральный закон о финансировании
государственных расходов из федерального
бюджета в первом квартале текущего года.
Порядок и условия представления
проекта региональных и местных бюджетов
соответствующему представительному органу
власти, рассмотрения проекта бюджета,
утверждения его устанавливаются
представительным органом власти в
Положении о бюджетном процессе на
территории данного субъекта Федерации
самостоятельно в соответствии с Законом РФ
“06 основах бюджетных прав и прав по
формированию и использованию внебюджетных
фондов представительных и исполнительных
органов государственной власти республик в
составе РФ и других субъектов РФ, местных
органов самоуправления” (от 15 апреля 1993 г.
№ 4807-1).
Исполнение бюджета начинается
после утверждения бюджета
законодательными органами и подписи
федерального бюджета Президентом РФ.
Кабинет Министров РФ по согласованию с
нижестоящими исполнительными органами
организует порядок исполнения бюджета. Эта
стадия бюджетного процесса включает
выполнение доходной и расходной частей
бюджетов. В процессе исполнения бюджета
органы исполнительной власти могут вносить
изменения в пределах утвержденных
ассигнований по статьям функциональной
бюджетной классификации.
|