Составление, рассмотрение,
утверждение и исполнение бюджетов разных
уровней в России, а также контроль за их
исполнением регулируются Законом РСФСР "Об
основах бюджетного устройства и бюджетного
процесса РСФСР" (10 октября 1991 г.) и другими
законами РФ, законами республик в составе
РФ, решениями государственных
представительных органов власти субъектов
Федерации, Правилами о порядке составления
и исполнения бюджета, издаваемыми
Министерством финансов РФ на основе
бюджетного законодательства.
Составной частью бюджетного
процесса является бюджетное регулирование,
т.е. перераспределение финансовых ресурсов
между бюджетами разного уровня.
Продолжительность бюджетного
процесса: более года - первая и вторая
стадии; год (с 1 января до 31 декабря) -
исполнение бюджета; около полугода -
составление отчета об исполнении бюджета и
его утверждение. Для завершения исполнения
бюджета кроме бюджетного периода (финансового
года) предоставляется льготный период,
составляющий один месяц, в течение которого
заканчиваются операции по обязательствам,
принятым в рамках исполнения бюджета.
Финансовый год вместе с льготным периодом
носит название счетный период.
В условиях становления рыночной
экономики происходит коренная перестройка
бюджетного процесса, в результате которой
осуществляется переход от командно-административной
системы к новым методам управления
хозяйством с помощью экономических рычагов
и в первую очередь налогообложения. Это
вызывает серьезные изменения в бюджетной
деятельности государства.
Задачи бюджетного процесса:
максимальное выявление всех
материальных и финансовых резервов в целях
достижения существенного прогресса на пути
к сбалансированному рынку;
определение доходов бюджета по
отдельным налогам и другим платежам, а
также общего объема в соответствии с
прогнозами и целевыми программами
социально-экономического развития;
установление расходов бюджета по
целевому назначению, а также общего объема
исходя из потребности бесперебойного
финансирования всех мероприятий
общегосударственного значения,
предусмотренных бюджетом;
согласование бюджета с общей
программой финансовой стабилизации,
направленной на преодоление инфляционных
тенденций в экономике и обеспечение
устойчивости национальной денежной
единицы;
сокращение и ликвидация
бюджетного дефицита за счет экономически
оправданных источников;
осуществление бюджетного
регулирования в целях сбалансированности
бюджетов разного уровня путем
перераспределения источников доходов
государства между ними, а также между
сферами хозяйства, экономическими
регионами;
повышение роли перспективного
бюджетного планирования (прогнозирования),
что должно обеспечить пропорциональность и
сбалансированность всех крупномасштабных
социально-экономических программ;
усиление контроля за финансовой
деятельностью юридических лиц и доходами
отдельных граждан при выполнении ими
налоговых обязательств;
автоматизация процесса
составления и исполнения бюджетов через
систему автоматизации финансовых расчетов
с широким использованием электронно-вычислительной
техники. Принципы организации бюджетного
процесса: единство - единая правовая база,
единая бюджетная классификация, единство
форм бюджетной документации, необходимое
для статистической и бюджетной информации
при составлении консолидированного
бюджета РФ и территорий, единство денежной
системы;
самостоятельность бюджетного
процесса каждого органа законодательной и
исполнительной власти - обеспечивается
наличием собственных источников доходов и
правом определять направления их
использования;
балансовый метод - установление
правильного соотношения между доходами и
расходами всех бюджетов, а также между
натуральными и финансовыми показателями.
Это должно создать устойчивость бюджета и
необходимые пропорции в распределении
средств между сферами хозяйства,
экономическими регионами. Важное его
условие- соответствие расходов бюджета его
доходам, создание финансовых резервов. Этот
принцип - главная цель всей финансовой
политики.
Участие в управлении органов
государственной власти. В соответствии с
Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 г.,
Федеральное Собрание (Парламент) РФ,
представительные органы государственной
власти субъектов Федерации, местные органы
самоуправления рассматривают и утверждают
бюджеты на предстоящий год и отчеты об их
исполнении. Составление проекта бюджета и
его исполнение являются функцией
исполнительных органов: Правительства РФ,
советов министров республик в составе
России, органов исполнительной власти
других субъектов Федерации и местных
исполнительных органов.
Правительство РФ организует
разработку прогнозов экономического и
социального развития страны, важнейших
федеральных программ. Под руководством
Правительства осуществляются составление
проекта федерального бюджета РФ,
рассмотрение, контроль и анализ отчета о
его исполнении. Исполнительные органы
субъектов Федерации и местные
исполнительные органы составляют,
рассматривают и контролируют исполнение
соответствующих бюджетов.
Министерство финансов РФ и его
финансовые органы проводят
организационную, методическую и
практическую работу по составлению и
исполнению федерального бюджета,
региональных и местных бюджетов, а также
консолидированного бюджета РФ, который
включает все бюджеты.
Государственная налоговая
служба РФ и налоговые инспекции
осуществляют контроль за соблюдением
налогового законодательства,
правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в
соответствующие бюджеты налогов и других
обязательных платежей, установленных
налоговым законодательством, а также
представляют в Министерство финансов РФ
необходимую информацию о налоговых
поступлениях в бюджеты. Государственный
таможенный комитет выполняет те же функции,
что и Государственная налоговая служба и ее
органы в отношении таможенных пошлин.
Процесс работы над федеральным
бюджетом РФ начиная с 1994 г.
регламентируется специальными
дополнительными законами, срок действия
которых ограничивается соответствующим
годом Так, федеральный бюджет на 1997 г.
разрабатывается в соответствии с
Федеральным законом РФ "О порядке
внесения, рассмотрения и принятия
Федерального закона "О федеральном
бюджете на 1997 г.
|