Актуальность, цели и задачи
настоящего реферата обусловлены
следующими положениями. Переходная
экономика настоящего периода в России
неотъемлема от движения к рынку. Рынок в
свою очередь - одно из величайших
достижений человеческой цивилизации .0н
прошел испытание временем и доказал свою
огромную жизненную силу. Это подтверждено
всем мировым опытом и зафиксировано
наукой. Думается, есть основания утверждать,
что новейшая история не знает ни одного
примера высокоразвитой, гибкой, эффективно
функционирующей экономики без рынка.
Однако мы имеем в виду
современный рынок, рынок как атрибут
сложившейся социально-экономической
модели, а не как ее всеохватывающая
характеристика. Сам же рынок
рассматривается как социально
ориентированный, эффективно регулируемый и
органически вписанный в соответствующие
социально-экономические модели, весьма
многообразные и не исключающие друг друга.
Такие, например, как англо-саксонская
модель рынка, романская, скандинавская, восточно-азиатская
и, возможно, российская. Предмет нашего
реферата - роль государства в становлении и
регулировании такого рынка.
Нет и не может быть эффективной,
базирующейся на современных научно-технических
достижениях социально ориентированной
рыночной экономики без активной
регулирующей роли государства. Таких
примеров в мире нет. В то же время
последствия ухода государства из сферы
регулирования рыночных отношений в
переходном периоде всем хорошо известны.
При этом неверно определять роль
государства на основе каких-либо
однозначно выраженных параметров,
например, связывать ее с удельным весом
государственной собственности, или с
долей ВВП, распределяемой через
государственный бюджет, или с объемом
закупок по контрактации или в форме
государственного заказа. Это важные
показатели, но механизм государственного
регулирования тоньше, сложнее,
многообразнее и часто регулирующая роль
государства может быть более значительной
при относительно меньших показателях,
скажем, доли госсобственности или величины
распределяемого через бюджет ВВП.
Сами направления, формы, методы и
механизм государственного регулирования
не остаются неизменными. Конечно, за государством
всегда сохраняются классические функции,
такие, как: защита прав собственности;
обеспечение свободы предпринимательства,
стимулирование деловой активности и
борьба с монополистическими тенденциями;
обеспечение законности и правопорядка в
хозяйственной сфере; регулирование
денежного обращения, обеспечение
устойчивости национальной валюты;
регулирование взаимоотношений между
трудом и капиталом, между
предпринимателями и наемными работниками;
контроль за внешнеэкономической
деятельностью, включая организацию
таможенной системы; обеспечение
экономической безопасности страны и т.д. Ни
одна из этих функций не исчезает и не
утрачивает своей роли. Перемены касаются
механизмов, методов, способов
осуществления государством этих функций и
своего предназначения в экономике.
|