On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

1. Введение

Актуальность, цели и задачи настоящего реферата обусловлены следующими положениями. Переходная экономика настоящего периода в России неотъемлема от движения к рынку. Рынок в свою очередь - одно из величайших достижений человеческой цивили­зации .0н прошел испытание временем и доказал свою огромную жизненную силу. Это подтверждено всем мировым опытом и зафик­сировано наукой. Думается, есть основания утверждать, что новей­шая история не знает ни одного примера высокоразвитой, гибкой, эффективно функционирующей экономики без рынка.

Однако мы имеем в виду современный рынок, рынок как атрибут сложившейся социально-экономической модели, а не как ее всеохватывающая характеристика. Сам же рынок рассматривается как соци­ально ориентированный, эффективно регулируемый и органически вписанный в соответствующие социально-экономические модели, весь­ма многообразные и не исключающие друг друга. Такие, например, как англо-саксонская модель рынка, романская, скандинавская, вос­точно-азиатская и, возможно, российская. Предмет нашего реферата - роль государства в становлении и регулировании такого рынка.

Нет и не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях социально ориенти­рованной рыночной экономики без активной регулирующей роли го­сударства. Таких примеров в мире нет. В то же время последствия ухода государства из сферы регулирования рыночных отношений в переходном периоде всем хорошо известны.

При этом неверно определять роль государства на основе каких-либо однозначно выраженных парамет­ров, например, связывать ее с удельным весом государственной соб­ственности, или с долей ВВП, распределяемой через государствен­ный бюджет, или с объемом закупок по контрактации или в форме государственного заказа. Это важные показатели, но механизм госу­дарственного регулирования тоньше, сложнее, многообразнее и часто регулирующая роль государства может быть более значительной при относительно меньших показателях, скажем, доли госсобственности или величины распределяемого через бюджет ВВП.

Сами направления, формы, методы и механизм государ­ственного регулирования не остаются неизменными. Конечно, за госу­дарством всегда сохраняются классические функции, такие, как: защи­та прав собственности; обеспечение свободы предпринимательства, сти­мулирование деловой активности и борьба с монополистическими тен­денциями; обеспечение законности и правопорядка в хозяйственной сфере; регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости национальной валюты; регулирование взаимоотношений между трудом и капиталом, между предпринимателями и наемными работниками; кон­троль за внешнеэкономической деятельностью, включая организацию таможенной системы; обеспечение экономической безопасности страны и т.д. Ни одна из этих функций не исчезает и не утрачивает своей роли. Перемены касаются механизмов, методов, способов осуществления го­сударством этих функций и своего предназначения в экономике.

Главная       Вперёд