Религиозно-философские
размышления мусульманства в итоге привели
к решению проблемы в пользу абстрактно-спекулятивной
философии и эстетики. Искусство должно
стать в структуре ислама чем-то навеки
застывшим в своих канонических, неизменных
мотивах абстрактно-геометрического или
растительного орнамента, в фантастических
и пышных сплетениях арабесок и вязи
арабской письменности, в изречениях на
надгробиях великих правителей или
фронтонах мечетей и медресе.
Эта застылость, или окаменелость
мусульманского искусства вместе с тем
связана с идеей абсолютной изменчивости,
неопределенности всего реального, всех
предметов и явлений, существующих в
дискретном пространстве и времени. В исламе
искусству необходимо доказывать только
одно - изменчивость и иллюзорность
реального мира, ибо вечен и неизменен
только бог. И его вечность и неизменность
проявляются в изменчивости земного мира.
Искусство - это способ показать, что
творения не существуют сами по себе,
следовательно, его произведения не должны
походить на реальные явления мира. Здесь в
полную силу заработал универсальный
принцип декоративности: предмет
воспроизводился так, что он переставал походить
на себя, становился знаком вещи. В этом
секрет бурного развития декоративности в
мусульманском искусстве, совпавшем во
многом с художественным мышлением народов,
принявших ислам. Для них также характерно
чувство поэтического, чувство изящного, им
присуще музыкальное восприятие мира. В
итоге два, казалось бы, несовместимых
принципа - окаменелость и изменчивость -
удивительно соединились в мусульманском
искусстве, породив своеобразный феномен
художественной культуры, в которой именно
дискретность и знаковость образов
указывала на их догматическую иллюзорность.
Современный мир ислама,
начинающийся в Марокко и кончающийся на
островах Малайского архипелага, отличается
от мира Запада. По мнению французских
историков Ф. Броделя, Ф. Коарелли и М. Эймара,
ислам - «это анти-Запад, учитывая при этом
двусмысленность, которую содержит в себе
каждое глубокое противопоставление,
представляющее собой одновременно
коммуникацию, враждебность и заимствование».
Можно сказать, что мир ислама и Западный мир
являются неприятелями, которые жить не
могут друг без друга.
Христианство достигает своих
целей в Риме; ислам - в далекой Мекке, а это
место находится отнюдь не в центре
исламского мира, ибо этот мир тянется вдоль
пояса пустынь в глубь Азии; он сам
представляет собой своего рода «анти-море»,
продолженное в пустыню. Это в определенной
степени объясняет феномен сильного
противостояния мира ислама в наше время
вестернизации, особенно в шиитском Иране.
В XX в. мир ислама встал перед
необходимостью ассимилировать чуждые ему
культурные, социальные и политические
модели. Он встретился с Европой, которая
одновременно и притягивала его прогрессом
цивилизации, и отталкивала своими обычаями,
моделями поведения и политической
деятельности. Здесь опять появляется
картина несовместимости и
взаимодополняемости восточно-мусульманского
и западноевропейского миров. Однако в мире
ислама эта встреча привела к осознанию
собственной истории и прошлой мощи,
породила стремление двоякого рода -
консервативное и модернистское.
Представители консервативной
тенденции считают необходимым вернуться к
принципам раннего ислама в его чистой форме,
лишенной позднейших напластований.
Возникла иллюзия, что благодаря этим
принципам можно будет воспроизвести мощный
потенциал прошлой арабо-мусульманской
цивилизации. Представители модернистской
тенденции в исламе, попав под очарование
успехов западной цивилизации, считают, что
путь дальнейшего развития мира - в
подражании Европе и адаптации к ее
достижениям. Вполне естественно, что по
мере развития этих тенденций углублялось
противоречие между ними; это привело к
конфликту и противостоянию между ними, что
очень опасно, ибо в мире ислама особенно
тесно связаны религия и политика.
9. Библиография.
1. Васильев Л.С. История
религий Востока. М., 1988.
2. Всемирное писание.
Сравнительная антология священных текстов.
М., 1995.
3. Галич М. История
доколумбовых цивилизаций. М., 1990.
4. Губин В.Д. Проблема
творческой личности в восточной философской
традиции «духовного наставничества» //
Философия зарубежного Востока о
социальной сущности человека. М., 1986.
5. Гуревич П.С. Нетрадиционные
религии на Западе и восточные религиозные
культы. М., 1985.
6. Древние цивилизации. М., 1989.
7. Дьяконов И.М. Архаические
мифы Востока и Запада. М., 1990.
8.
Зелинский Ф.Ф. Соперники
христианства. СПб., 1995.
9. Иллюстрированная история
религий. В 2 т. М., 1992.
10. Искусство стран Востока. М.,
1986.
11. История и теория атеизма. М.,
1982.
12. Крывелев И.А. История
религии. В 2 т. М., 1975-1976.
13. Носов Н.А. Реальные
нереальности // Человек. 1993. № 1. С. 35-36.
14. Основы религиоведения /
Под ред. И.Н. Яблокова. М., 1994.
15.
Поликарпов B.C. История
религий. Ростов-на-Дону, 1993.
16. Религиозные традиции мира.
В 2 т. М., 1996.
17. Ткачева А.А. «Новые религии»
Востока. М., 1991.
18. Яковлев Е.Г. Искусство и
мировые религии. М., 1985.
|