On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

8. Заключение, библиография

Религиозно-философские размышления мусульманства в итоге привели к решению проблемы в пользу абстрактно-спекулятивной философии и эстетики. Искусство должно стать в структуре ислама чем-то навеки застывшим в своих канонических, неизменных мотивах абстрактно-геометрического или растительного орнамента, в фантастических и пышных сплетениях арабесок и вязи арабской письменности, в изречениях на надгробиях великих правителей или фронтонах мечетей и медресе.

Эта застылость, или окаменелость мусульманского искусства вместе с тем связана с идеей абсолютной изменчивости, неопределенности всего реального, всех предметов и явлений, существующих в дискретном пространстве и времени. В исламе искусству необходимо доказывать только одно - изменчивость и иллюзорность реального мира, ибо вечен и неизменен только бог. И его вечность и неизменность проявляются в изменчивости земного мира. Искусство - это способ показать, что творения не существуют сами по себе, следовательно, его произведения не должны походить на реальные явления мира. Здесь в полную силу заработал универсальный принцип декоративности: предмет воспроизводился так, что он переставал походить на себя, становился знаком вещи. В этом секрет бурного развития декоративности в мусульманском искусстве, совпавшем во многом с художественным мышлением народов, принявших ислам. Для них также характерно чувство поэтического, чувство изящного, им присуще музыкальное восприятие мира. В итоге два, казалось бы, несовместимых принципа - окаменелость и изменчивость - удивительно соединились в мусульманском искусстве, породив своеобразный феномен художественной культуры, в которой именно дискретность и знаковость образов указывала на их догматическую иллюзорность.

Современный мир ислама, начинающийся в Марокко и кончающийся на островах Малайского архипелага, отличается от мира Запада. По мнению французских историков Ф. Броделя, Ф. Коарелли и М. Эймара, ислам - «это анти-Запад, учитывая при этом двусмысленность, которую содержит в себе каждое глубокое противопоставление, представляющее собой одновременно коммуникацию, враждебность и заимствование». Можно сказать, что мир ислама и Западный мир являются неприятелями, которые жить не могут друг без друга.

Христианство достигает своих целей в Риме; ислам - в далекой Мекке, а это место находится отнюдь не в центре исламского мира, ибо этот мир тянется вдоль пояса пустынь в глубь Азии; он сам представляет собой своего рода «анти-море», продолженное в пустыню. Это в определенной степени объясняет феномен сильного противостояния мира ислама в наше время вестернизации, особенно в шиитском Иране.

В XX в. мир ислама встал перед необходимостью ассимилировать чуждые ему культурные, социальные и политические модели. Он встретился с Европой, которая одновременно и притягивала его прогрессом цивилизации, и отталкивала своими обычаями, моделями поведения и политической деятельности. Здесь опять появляется картина несовместимости и взаимодополняемости восточно-мусульманского и западноевропейского миров. Однако в мире ислама эта встреча привела к осознанию собственной истории и прошлой мощи, породила стремление двоякого рода - консервативное и модернистское.

Представители консервативной тенденции считают необходимым вернуться к принципам раннего ислама в его чистой форме, лишенной позднейших напластований. Возникла иллюзия, что благодаря этим принципам можно будет воспроизвести мощный потенциал прошлой арабо-мусульманской цивилизации. Представители модернистской тенденции в исламе, попав под очарование успехов западной цивилизации, считают, что путь дальнейшего развития мира - в подражании Европе и адаптации к ее достижениям. Вполне естественно, что по мере развития этих тенденций углублялось противоречие между ними; это привело к конфликту и противостоянию между ними, что очень опасно, ибо в мире ислама особенно тесно связаны религия и политика.

9. Библиография.

1. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988.

2. Всемирное писание. Сравнительная антология священных текстов. М., 1995.

3. Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М., 1990.

4. Губин В.Д. Проблема творческой личности в восточной философской традиции «духовного наставничества» // Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека. М., 1986.

5. Гуревич П.С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. М., 1985.

6. Древние цивилизации. М., 1989.

7. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М., 1990.

8. Зелинский Ф.Ф. Соперники христианства. СПб., 1995.

9. Иллюстрированная история религий. В 2 т. М., 1992.

10. Искусство стран Востока. М., 1986.

11. История и теория атеизма. М., 1982.

12. Крывелев И.А. История религии. В 2 т. М., 1975-1976.

13. Носов Н.А. Реальные нереальности // Человек. 1993. № 1. С. 35-36.

14. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. М., 1994.

15. Поликарпов B.C. История религий. Ростов-на-Дону, 1993.

16. Религиозные традиции мира. В 2 т. М., 1996.

17. Ткачева А.А. «Новые религии» Востока. М., 1991.

18. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М., 1985.

Назад       Главная