On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

4. Экономика, социальная политика и социальное страхование

Социальная политика нашего государства не может сейчас не исхо­дить из того, что трудящиеся России, да и все ее население, не имеют необходимой социальной защищенности. Это относится и к возможно­стям противостояния эксплуатации работода­телями (как новыми частными хозяевами, так и основным работодателем - государством), и к оплате труда, которая не позволяет большей части работников достичь хотя бы прожиточно­го минимума, и к нищенскому уровню пенсий, стипендий и пособий, и к условиям труда (для большинства занятых в материальном произ­водстве они характеризуются как вредные), и к приходящим в упадок системам здравоохра­нения и образования за общественный счет.

Все это позволяет говорить о существо­вании конфликтамежду трудам и государст­вом. В настоящее время он не только не слабе­ет, а напротив, усугубляется. Его разрешение предполагает верную оценку роли государства в жизни современного общества. В условиях становления рынка и смешанной экономики выполняемые государством распорядитель­ные функции на одних направлениях должны «сжиматься», на других же, напротив, усили­ваться. Так, наряду с сохранением в жестко ограниченных рамках функций контроля и принуждения, теперь необходимо выдвинуть на первый план функции защиты прав челове­ка, экономических свобод личности и помощи социально незащищенным категориям насе­ления. При этом и в функциях, по которым на первый взгляд намечается «отход» государства, его роль не умаляется. Более того, она ста­новится в определенном смысле даже более значительной, что воплощается в эффектив­ном и всесторонне обоснованном нормотвор-честве. Оно теперь призвано развивать различные общественные институты, опираю­щиеся на саморегулирование, взаимопомощь и солидную поддержку тех или иных социаль­ных групп трудящихся: на товарищества соци­ального страхования, организации по защите от профессиональных рисков, земские орга­низации и другие местные, трудовые и регио­нальные органы самоуправления, взаимопо­мощи и солидарности.

Выше проводились некоторые сравнения состояния дел в рассматриваемой области в России и в западных странах с развитой рыночной экономикой, и это небесполезно для определения курса и конкретных мер социаль­ной политики. Вместе с тем было бы ошибочно полагать, что она должна строиться по ана­логии с имеющимся зарубежным опытом. Та­кая ориентация неприемлема нетолько в связи с серьезными различиями в реальном социаль­но-экономическом положении, но и потому, что недопустимо игнорировать исторически сложившуюся специфику нашей страны. Со­циальная политика России должна опираться на национальные понятия о социальной защи­те (общинность, соборность, ответственность за свою семью, помощь ближнему). Это ни­сколько не мешает тому, чтобы принять и ра­тифицировать базовые Конвенции МОТ, отно­сящиеся к данной сфере.

Социальная политика российского госу­дарства должна быть пронизана идеями равен­ства, всеобщности охвата и доступности для всех слоев населения национальных систем образования, здравоохранения, социального страхования. Идеи солидарности в обществе должны реализовываться в финансовой под­держке пенсионеров, инвалидов, имеющих низкие доходы семей с детьми, тех, кто не по своей вине утратил трудоспособность и не в со­стоянии в достаточной степени позаботиться о себе. Именно такая политика отвечает сути социального государства. Что касается трудо­способного населения, то государство должно проявлять свою заботу о нем в формах, ко­торые бы обеспечивали личную ответствен­ность каждого, не ставя в характерное для то­талитарных государств унизительное поло­жение получателей помощи.

Таким образом, социальная политика го­сударства призвана дополнять принцип инди­видуальной ответственности принципом со­лидарности. В частности, федеральные и ре­гиональные органы власти должны направлять свои усилия на поддержку социальных групп, способных создавать необходимые структуры социального страхования, взаимопомощи и защиты. Эти группы могут быть представлены профессиональными структурами, местными общинами, кооперативами, религиозными ор­ганизациями, общественными объединениями или другими, конкретно для этой цели создан­ными, организациями.

Политику государства по развитию соци­ального страхования следует рассматривать в едином контексте с его экономической и фи­нансовой политикой. Требуются скоординиро­ванные и целенаправленные действия по по­вышению общего прожиточного уровня. Это предполагает сочетание ускорения экономи­ческого роста с эффективно действующей сис­темой мер по налогообложению доходов, с контролем над ценами на товары, входящие в «корзину физиологического минимума» (либо с субсидиями на их покупку). Эти меры входят в круг важнейших стратегических задач обес­печения экономической и социальной ста­бильности в обществе. Надо также подчеркнуть их взаимосвязанность. Ведь даже скромный экономический рост создает благоприятные предпосылки для расширения базы налогов и взносов в фонды социального страхования, способствует снижению уровня безработицы и расширяет доступ к системам социальной по­мощи. В то же время социальный мир в обще­стве, стабильные и доброжелательные отноше­ния между наемными работниками и работо­дателями, достигаемые в существенной мере с помощью системы социального страхования, правомерно, наряду с трудом и капиталом, рас­сматривать в качестве еще одного, третьего, производственного фактора. Развитые систе­мы социального страхования способны оказы­вать положительное влияние на состояние эко­номики и социальное положение трудящихся посредством рационального перераспределе­ния доходов, активного стимулирования сбе­режений населения, увеличения его покупа­тельной способности.

Назад       Главная       Вперёд