Социальная политика нашего
государства не может сейчас не исходить из
того, что трудящиеся России, да и все ее
население, не имеют необходимой социальной
защищенности. Это относится и к возможностям
противостояния эксплуатации работодателями
(как новыми частными хозяевами, так и
основным работодателем - государством), и к
оплате труда, которая не позволяет большей
части работников достичь хотя бы
прожиточного минимума, и к нищенскому
уровню пенсий, стипендий и пособий, и к
условиям труда (для большинства занятых в
материальном производстве они
характеризуются как вредные), и к
приходящим в упадок системам здравоохранения
и образования за общественный счет.
Все это позволяет говорить о
существовании конфликтамежду трудам и
государством. В настоящее время он не
только не слабеет, а напротив,
усугубляется. Его разрешение предполагает
верную оценку роли государства в жизни
современного общества. В условиях
становления рынка и смешанной экономики
выполняемые государством распорядительные
функции на одних направлениях должны «сжиматься»,
на других же, напротив, усиливаться. Так,
наряду с сохранением в жестко ограниченных
рамках функций контроля и принуждения,
теперь необходимо выдвинуть на первый план
функции защиты прав человека,
экономических свобод личности и помощи
социально незащищенным категориям населения.
При этом и в функциях, по которым на первый
взгляд намечается «отход» государства, его
роль не умаляется. Более того, она становится
в определенном смысле даже более
значительной, что воплощается в эффективном
и всесторонне обоснованном нормотвор-честве.
Оно теперь призвано развивать различные
общественные институты, опирающиеся на
саморегулирование, взаимопомощь и солидную
поддержку тех или иных социальных групп
трудящихся: на товарищества социального
страхования, организации по защите от
профессиональных рисков, земские организации
и другие местные, трудовые и региональные
органы самоуправления, взаимопомощи и
солидарности.
Выше проводились некоторые
сравнения состояния дел в рассматриваемой
области в России и в западных странах с
развитой рыночной экономикой, и это
небесполезно для определения курса и
конкретных мер социальной политики.
Вместе с тем было бы ошибочно полагать, что
она должна строиться по аналогии с
имеющимся зарубежным опытом. Такая
ориентация неприемлема нетолько в связи с
серьезными различиями в реальном социально-экономическом
положении, но и потому, что недопустимо
игнорировать исторически сложившуюся
специфику нашей страны. Социальная
политика России должна опираться на
национальные понятия о социальной защите (общинность,
соборность, ответственность за свою семью,
помощь ближнему). Это нисколько не мешает
тому, чтобы принять и ратифицировать
базовые Конвенции МОТ, относящиеся к
данной сфере.
Социальная политика российского
государства должна быть пронизана идеями
равенства, всеобщности охвата и
доступности для всех слоев населения
национальных систем образования,
здравоохранения, социального страхования.
Идеи солидарности в обществе должны
реализовываться в финансовой поддержке
пенсионеров, инвалидов, имеющих низкие
доходы семей с детьми, тех, кто не по своей
вине утратил трудоспособность и не в состоянии
в достаточной степени позаботиться о себе.
Именно такая политика отвечает сути
социального государства. Что касается
трудоспособного населения, то государство
должно проявлять свою заботу о нем в формах,
которые бы обеспечивали личную
ответственность каждого, не ставя в
характерное для тоталитарных государств
унизительное положение получателей
помощи.
Таким образом, социальная
политика государства призвана дополнять
принцип индивидуальной ответственности
принципом солидарности. В частности,
федеральные и региональные органы власти
должны направлять свои усилия на поддержку
социальных групп, способных создавать
необходимые структуры социального
страхования, взаимопомощи и защиты. Эти
группы могут быть представлены
профессиональными структурами, местными
общинами, кооперативами, религиозными организациями,
общественными объединениями или другими,
конкретно для этой цели созданными,
организациями.
Политику государства по развитию
социального страхования следует
рассматривать в едином контексте с его
экономической и финансовой политикой.
Требуются скоординированные и
целенаправленные действия по повышению
общего прожиточного уровня. Это
предполагает сочетание ускорения экономического
роста с эффективно действующей системой
мер по налогообложению доходов, с контролем
над ценами на товары, входящие в «корзину
физиологического минимума» (либо с
субсидиями на их покупку). Эти меры входят в
круг важнейших стратегических задач обеспечения
экономической и социальной стабильности в
обществе. Надо также подчеркнуть их
взаимосвязанность. Ведь даже скромный
экономический рост создает благоприятные
предпосылки для расширения базы налогов и
взносов в фонды социального страхования,
способствует снижению уровня безработицы и
расширяет доступ к системам социальной помощи.
В то же время социальный мир в обществе,
стабильные и доброжелательные отношения
между наемными работниками и работодателями,
достигаемые в существенной мере с помощью
системы социального страхования,
правомерно, наряду с трудом и капиталом, рассматривать
в качестве еще одного, третьего,
производственного фактора. Развитые системы
социального страхования способны оказывать
положительное влияние на состояние экономики
и социальное положение трудящихся
посредством рационального перераспределения
доходов, активного стимулирования сбережений
населения, увеличения его покупательной
способности.
|