Реализация задач системы
антимонопольной защиты общества
осуществляется путем опоры на существующую
в стране систему разделения властей и
включения в данный механизм множества
государственных органов, относящихся к
законодательной, исполнительной и судебной
власти, контролирующих друг друга и
пресекающих возможные отклонения в
антимонопольной деятельности того или
иного института от общенациональных
интересов. Все эти органы вместе взятые и
каждый из них в отдельности в свою очередь
находится под пристальным вниманием
широкой общественности. Любое неверно
принятое решение будет оспорено компанией
или частным лицом, понесшим в его
результате ущерб. К этому будут привлечены
и другие государственные органы,
контролирующие данный процесс. Таким
образом, каждый из занятых в системе
антимонопольной защиты институтов
сопряжен с другими сетью взаимного
контроля и координации усилий.
Институциональная структура
системы антимонопольной защиты общества
включает следующие элемент:
Конгресс и правовая база
антимонополизма;
Антимонопольная традиция в
общественном сознании и присущий
населению страны навык реализации
организациями и отдельными лицами своих
законных интересов перед лицом
проявлений монополизма в правовом
порядке;
Федеральные и местные суды
различных инстанций;
Органы исполнительной власти;
Антимонопольная составляющая
экономической и общественно-политической
мысли.
Здесь будет уместным привести
таблицу, иллюстрирующую развитие
институциональной системы антимонопольной
защиты общества на фоне выхода основных
антитрестовских законов.
Таблица 2. Основные
антитрестовские законы.
Название и дата принятия. |
Основное содержание и направленность. |
Институты и методы практической
реализации. |
Акт Шермана (1890) |
Запрещение любых контрактов, сделок и
форм межфирменного сотрудничества, в
том числе и скрытых, ограничивающих
возможность реализации своей продукции
на данном рынке другими хозяйственными
субъектами; постановка вне закона
монополизации, попытки монополизации
или скрытой формы монополизации
коммерческой деятельности. |
Министерство юстиции: выдвижение
гражданских и уголовных исков. ФТК:
отсутствие полномочий. Частные истцы:
выдвижение гражданских исков о
возмещении ущерба. Генеральные
прокуроры штатов: выдвижение
гражданских исков о возмещении ущерба |
Акт Клейтона (1914) |
Установление различного уровня цен
разным покупателям ставится вне закона,
если оно направлено на монополизацию
или снижение конкуренции; запрещение
включать в контракт условия, требующие с
другой стороны бойкотировать продукцию
конкурентов в случае, если это ведет к
установлению монополии или снижению
конкуренции; запрет слияний или покупки
активов в случае, если это ведет к
значительному снижению конкуренции,
запрет перекрестных директоратов. |
Министерство юстиции: выдвижение
гражданских исков. ФТК: выдвижение
гражданских исков. Частные истцы:
выдвижение гражданских исков о
возмещении ущерба. |
Акт о ФТК (1914) |
Учреждает ФТК; наделяет ФТК
полномочиями по защите Акта о ФТК и Акта
Клейтона; запрещает несправедливые
методы конкуренции и обманные методы
торговли. |
Министерство юстиции: отсутствие
полномочий. ФТК: выдвижение гражданских
исков. Частные истцы: отсутствие
полномочий. |
|