Представления Фрейда о
конфликтной природе человека были развиты
им в структурной теории личности. Согласно
этой теории, личность являет собой
противоречивое единство трех
взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я»
(«Идеал-Я», «Я-идеал»), содержание и действие
которых отражает ее существо и
многообразие.
Согласно учению Фрейда,
структура личности обладает определенной
сопряженностью со структурой психики.
Главенствующая сфера личности -«Оно» -
представляется Фрейдом как вместилище
бессознательных, иррациональных реакций и
импульсов, биологических по природе и
психобиологических по проявлению. «Оно» -
это неорганизованная сама в себе сфера
личности, которая по отношению к другим ее
частям все же выступает в качестве единой
психоличностной силы, поскольку ее
внутренние и внешние проявления
регулируются и контролируются единым
принципом -принципом удовольствия (наслаждения).
Фрейд полагал, что в «Оно» идет
бескомпромиссная борьба Эроса и Танатоса,
которая обусловливает сущность этой сферы.
Согласно Фрейду, «Оно» является источником
и поставщиком энергии для других сфер
личности и, образуя движущие силы личности,
выражается, как правило, в желаниях и
влечениях.
Вторая сфера личности - «Я», по
мысли Фрейда, происходит от комплекса Эдипа
и, обособляясь от «Оно», в известной мере
являет собой разумность и рассудительность.
В общих чертах «Я» предстает как
организованное начало личности,
руководствующееся в своей деятельности
принципом реальности, что позволяет ему
отчасти контролировать слепые,
иррациональные импульсы «Оно» и приводить
их в известное соответствие с требованиями
внешнего мира.
Третья сфера личности - «Сверх-Я»
(«Идеал-Я», «Я-идеал»), согласно Фрейду,
возникает на основе «Я» и выступает как
продукт культуры, складывающийся из
комплекса совести, моральных черт и норм
поведения, которые контролируют действия «Я»
и предписывают ему моральные образцы
подражания и деятельности в контексте
высших социальных чувств.
Согласно учению Фрейда, сферы
личности находятся в постоянном
взаимодействии и оказывают значительное
влияние на функциональную деятельность
друг друга. Одно из важнейших отношений
такого рода -взаимоотношение «Оно» и «Я» -
описывалось Фрейдом следующим образом: «Функциональная
важность «Я» выражается в том, что в
нормальных случаях оно владеет подступами
к подвижности. В своем отношении к «Оно» оно
похоже на всадника, который должен обуздать
превосходящего его по силе коня, разница в
том, что всадник пытается сделать это
собственными силами, а «Я» -
заимствованными. Если всадник не хочет
расстаться с конем, то ему не остается
ничего другого, как вести коня туда, куда
конь хочет; так и «Я» превращает волю «Оно»
в действие, как будто бы это была его
собственная воля».
Постоянное противоборство трех
сфер личности в значительной мере
смягчается, по Фрейду, специальными «защитными
механизмами» («механизмами защиты»),
образовавшимися в результате эволюции
человека. Важнейшими из неосознаваемых «защитных
механизмов», призванных обеспечить
известную целостность и стабильность
личности в условиях конфликта
противоречивых импульсов и установок,
Фрейд считал «сублимацию» (процесс
преобразования и переадресования
сексуальной энергии в различные формы
деятельности, приемлемые индивидом и
обществом), «вытеснение» (бессознательное
устранение индивидом мотивов своих
действий из сферы сознания), «регрессию» (переход
на более примитивный уровень мышления и
поведения), «проекцию» (неосознанное
перенесение, «приписывание» собственных
ощущений, представлений, желаний, мыслей,
влечений и зачастую «постыдных»,
бессознательных стремлений другим людям), «рационализацию»
(бессознательное стремление индивида к
рациональному обоснованию своих идей и
поведения даже в тех случаях, когда они
иррациональны), «реактивное образование» (изменение
неприемлемой для сознания тенденции на
более приемлемую или противоположную), «фиксацию
поведения» (тенденцию «Я» к сохранению
апробированных, эффективных стереотипов
поведения, известное изменение которых
может привести к патологическому
навязчивому стремлению к повторениям) и пр.
Настаивая на изначальной
противоречивости и конфликтности сфер
личности, Фрейд особенно акцентировал
динамические моменты бытия личности, что
явилось сильной стороной его концепции.
Придавая важное значение всем
сферам личности и механизму их
взаимодействия, Фрейд вместе с тем
стремился увязать с теорией личности свои
многообразные концепции и гипотезы.
Примером этого могут служить его концепции
творчества и учение о характерах, которые (если
исходить из внутренней логики
психоаналитического учения) действительно
согласуюттся с его конструкцией личности и
дополняют ее.
По Фрейду, источником творческой
деятельности личности является
психоличностный конфликт, в процессе
протекания которого главенствующую роль
играют бессознательные силы «Оно»,
мотивирующие творческую деятельность.
Понимание конфликта как
источника творчества обусловило то
обстоятельство, что в теории личности
Фрейда творчество предстает как один из
способов разрядки психических конфликтов и
напряжений, функциональное преобразование
которых обеспечивается одним из важнейших
«защитных механизмов» - «Я»-сублимацией. По
Фрейду, в результате сублимации
бессознательные, сексуально окрашенные,
подавленные, неудовлетворенные влечения и
психические напряжения получают свое
выражение в разнообразных творческих актах
личности.
В общем, наличие определенной
связи между сексуальностью и творчеством
отмечалось многими исследователями. В этом
плане позиция Фрейда отличалась от позиции
других ученых главным образом
абсолютизацией и фетишизацией этой связи.
Вместе с тем следует отметить, что
исследование Фрейдом вопроса о связи
творчества и невроза позволило ему не
только установить их общие корни и
взаимосвязи, но и показать значение
творческой деятельности как эффективного
средства психотерапии.
Разрабатывая учение о
характере в общем контексте теории
личности, Фрейд пришел к выводу, что
характер человека формируется в основном в
течение первых пяти лет жизни под
воздействием факторов конституционального
и индивидуального порядка. Подчеркивая
исключительную роль детства в формировании
характера личности, Фрейд высказал
предположение о существовании различных
видов характеров и их определенной связи с
эрогенными зонами. Согласно Фрейду. эта
связь выражается преимущественно в
воздействии различных эрогенных зон на
формирование характера в целом или
отдельных черт характера. При этом слезет
подчеркнуть. что данная классификация
вызвала сомнения и возражения даже среди
сторонников психоанализа.
Согласно гипотезе Фрейда,
доисторической первобытной ордой правил
ревнивый и жестокий самец, который изгонял
своих сыновей, когда они достигали половой
зрелости и заявляли о своих правах на
женщин этой орды. Данный конфликт, как
полагал Фрейд, имел место в каждой орде. До
поры до времени он не нарушал единства и
гармонии психической жизни первобытного
человека, которая отличалась высокой
степенью амбивалентности: дети, по Фрейду,
ненавидели отца, который являлся таким
большим препятствием на пути
удовлетворения их стремлений к власти и их
сексуальных влечений, но в то же время они
любили его и восхищались им.
Но однажды, стремясь к
удовлетворению своих сексуальных влечений,
сговорившиеся братья убили и съели
соперника-отца. С этого момента гармонии
человеческой психики и личности пришел
конец. Под влиянием убийства и
каннибалистского акта в них образовались «бессознательное»
(носитель кровосмесительных и агрессивных
побуждений) и «Я» (носитель запретов и
морали).
Это расщепление психики и
личности первобытного человека
объяснялось Фрейдом тем, что якобы в
результате убийства и каннибалистского
акта первобытные люди обрели неведомое им
ранее чувство вины, которое испытывали
братья перед убитым и съеденным отцом, и
чувство страха разделить впоследствии его
участь. По мысли Фрейда, эти чувства
вынудили братьев-отцеубийц заключить
своеобразный общественный договор об
отказе от сожительства с женами отца (запрещение
инцеста) и об отказе от убийства (запрещение
убийства).
Так, по Фрейду, чувство вины и
страха привело первобытных людей к
установлению табу (норм-запретов поведения)
и первых социальных ценностей.
Мифологизируя жизнь первобытной
орды, Фрейд экстраполировал эту
мифологизацию на жизнь современного
общества. Он утверждал, что
последовательный прогресс цивилизации был
во многом обусловлен чувством вины и страха,
которое инициировало первые ограничения
изначальных и вечных аморальных влечений (инцеста
и убийства), вытекающих из Эдипова
комплекса. Однако, по Фрейду, влечения эти
не исчезали, а передавались от поколения к
поколению столь стабильно, что вполне
отчетливо проявляются и в современных
людях, хотя и подавляются, как правило,
индивидуальным сознанием и общественной
моралью.
Фрейд полагал, что установление
первых норм-запретов древнего общества (табу)
обусловило переход его к другому уровню
организации от орды с жестоким и ревнивым
самцом во главе к братской общине с
коллективной ответственностью, что
послужило толчком к развитию общества и
цивилизации.
|