Ключевые позиции в промышленности,
кредитно-денежной сфере и других главных секторах американской экономики занимают
крупные хозяйственные объединения, сосредоточившие в своих руках
значительную часть общественного капитала, производства и реализации товаров и
услуг. Укрупнение лидеров всех сфер бизнеса— одна из наиболее типичных черт
современной американской экономики.
В условиях роста
экономики число слияний и приобретений компаний достигло рекордных величин. В
1997 г. общая сумма слияний и приобретений компаний составила 879 млрд долл.
Этот процесс затронул все сектора экономики — от энергетического до
финансового.
Одним из важных
направлений эволюции частного бизнеса США стали поиски оптимальных размеров
отдельных предприятий и их сочетания в рамках компании. Усилилось несовпадение
концентрации производства и производительного капитала. Даже в самых крупных по
капиталу корпорациях размер производства на одном предприятии стал все больше
определяться границами эффективности.
Вместе с тем существенную
роль продолжает играть малый бизнес. Участие мелких и средних фирм в
экспорте США составляет сейчас около 55%.
В США существует
множество мелких и средних фирм. Многие из них действуют самостоятельно, находя
свои ниши на рынке. Но и крупный капитал не оставляет их без внимания, учитывая
повышенную маневренность малого бизнеса, его гибкую адаптацию к запросам рынка,
возможность экономии на многих видах издержек. Через контрактную систему,
субподряд, технологическую зависимость малый и средний бизнес привязывается к
крупному как к устойчивому рынку, источнику снабжения, финансирования, новой
технологии.
Растущую роль в ходе преобразования
американской экономики играет “рисковый капитал”: на мелкие компании
возлагается испытательная функция рискованных научных поисков, отбор новшеств
для ускорения нововведений. Хотя доля небольших фирм в общих затратах частного
капитала на НИОКР не превышает 5%, на их счету в США около половины
изобретений. Инструментом, позволяющим мелким и средним компаниям
взаимодействовать с крупными, является кредитная система США.
Кредитная система США является
наиболее развитой в мире и представляет собой совокупность государственных и
частных кредитных институтов. Основным ее компонентом является Федеральная
резервная система (ФРС), выполняющая функции Центрального банка (создана в
1913 г.). ФРС состоит из совета управляющих, 12-и федеральных резервных банков,
нескольких тысяч банков-членов и созданных конгрессом, Федерального комитета по
операциям на открытом рынке и Федерального консультативного совета. ФРС
осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику
через сферу кредита и денежного обращения. Важнейшими инструментами
кредитно-денежной политики являются операции с правительственными ценными
бумагами на открытом рынке, расширение или ограничение кредитов через механизм
учетной ставки и прямое регулирование банковских резервов. В 1980 и 1982 гг.
Конгресс США принял законы о дерегулировании финансовых институтов. Были
устранены “потолки” процентных ставок по депозитам, унифицированы резервные
требования для банков и других финансовых институтов, расширены возможности по
привлечению средств и т.д. В результате усилились конкурентные начала в
деятельности кредитных институтов и расширилась сфера регулирующих полномочий
ФРС.
В область деятельности
банков попали не только традиционные, но и новые виды операций, которые раньше
были прерогативой специализированных финансовых институтов: страховой бизнес,
инвестиционные операции, брокерские сделки. Банковская сфера “изобрела” новые
формы финансирования структурной перестройки экономики: лизинг, факторинговые
сделки, консультационный и информационный сервис, кредитование комплектного
строительства промышленных объектов “под ключ” с последующим участием в
прибылях. Так, 45% финансирования лизинга и 75% объема факторинговых операций
обслуживают крупные коммерческие банки.
Главным направлением
изменений в структуре кредитно-банковской системы США стала универсализация
самых мощных финансовых институтов. Они ломают традиционные ограничения в межштатной
экспансии, перегородки между депозитно-кредитными и инвестиционными операциями,
сложившиеся принципы устройства банковских и небанковских финансовых учреждений
и их государственного регулирования.
Повышение эффективности
кредитно-банковской сферы страны сопровождается бумом слияний финансовых
учреждений. За 80— 90-е гг. число коммерческих банков США сократилось более чем
на 3 тыс. Они переросли в более крупные коалиции, контроль которых
распространяется не только на отдельные отрасли, но и на всю национальную
экономику. Теперь друг с другом конкурируют нью-йоркская (восточная) и
калифорнийская (западная) укрупненные финансовые группы нового типа, делящие
позиции внутри многих крупных корпораций разных отраслей и сфер. Вместо
нефтяных, стальных, автомобильных “королей” появились магнаты другого типа: их
собственность не привязана к определенным отраслям, анонимна в связи с
использованием промежуточных финансовых институтов, владеющих акциями и
распространяется на экономический потенциал национальных масштабов.
Экономический рост США на рубеже
столетий породил ряд серьезных структурно-функциональных проблем в дальнейшем
развитии банковской системы США. К их числу относится и проблема эффективного
поддержания оборота денежной наличности. Данные официальной американской
статистики свидетельствуют о том, что в течение 90-х годов общий объем
ежедневно обращающейся денежной наличности в американской экономике увеличился
почти в 2 раза: если в 1990 г. он составлял 246,8 млрд. долл., то в 1998 г.
достиг величины порядка 460 млрд. долл. Прогнозы развития платежной системы США
показывают, что, несмотря на внедрение новых средств расчетов, наличность в ее
прямом проявлении — банкноты, монеты и различные чековые платежные средства -
не только в перспективе не выйдут из обращения, но и как прежде будут
составлять важнейшие компоненты национальных платежных систем. Абсолютный рост
денежной наличности, находящейся в обороте, сопровождался и ее относительным
увеличением (примерно на 1,5% в период. 1990-1998 гг.), что напрямую связано с
высоким уровнем развития американской экономики, повышением уровня жизни
практически всех слоев общества, общим ростом численности населения США. В
ближайшее время следует ожидать ежегодного увеличения объема наличности на 7%
для территории США и 13% для внешних потребителей американской валюты.
В 90-е годы продолжало увеличиваться
и значение чеков как платежных средств. Так, например, в 1996 г. на территории
США было выписано примерно 65 млрд. чеков на общую сумму 75 трлн. долл. По
оценкам американских экспертов, количество чеков ежегодно увеличивается на 3%.
Поэтому организационная структура
национальной системы налично-денежного обращения США и в дальнейшем останется в
целом прежней. Ее развитие будет происходить за счет внедрения новых форм и
методов обработки денежной наличности и внедрения в соответствующих подразделениях
Федеральной резервной системы (ФРС) передовых технических решений, позволяющих
достичь эффективного и бесперебойного функционирования национальной платежной
системы.
|