On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

1. Учет поступлений налогов

Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.

В практике работы юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин, в частности из-за отсутствия необходимых денежных средств на своих счетах в банках и иных финансово-кредитных учреждениях, несвоевременной сдачи в банки документов на уплату платежей в бюджет, уклонения от их уплаты и т. п.

На налоговые органы возложен контроль за обеспечением полноты и своевременности уплаты юридическими и физическими лицами причитающихся налогов и других обязательных платежей. Налоговым органам предоставлено право взыскивать с плательщиков не уплаченные в срок платежи в бесспорном порядке с одновременным предъявлением им финансовых санкций.

Контроль за полнотой и своевременностью уплаты исчисленных налогов и других обязательных платежей осуществляется как в ходе проверок непосредственно на предприятиях, так и на основе поступающих в налоговые органы банковских документов (копий платежных поручений, подтверждающих уплату налогов, выписок банков и т. п.).

Проверки непосредственно на предприятиях, как правило, высокоэффективны, способствуют повышению уровня организации бухгалтерского учета и платежной дисциплины. Вместе с тем такой контроль не может быть всеобъемлющим, поскольку сравнительно небольшой аппарат работников налоговых органов не в состоянии одновременно проверить значительное число предприятий, состоящих на учете в качестве налогоплательщиков.

В этих условиях контроль за предприятиями достигается посредством ведения в налоговых органах оперативно-бухгалтерского учета начислений и поступлений каждого вида налогов и других обязательных платежей по каждому плательщику.

Оперативно-бухгалтерский учет представляет собой стройную систему учета и отчетности. Он охватывает весь комплекс вопросов, связанных с начислением налогов, других платежей и финансовых санкций, их фактическим поступлением в бюджеты всех уровней, возвратом или зачетом переплат в счет уплаты очередных платежей, составлением установленной отчетности, аналитических записок и т. п.

Порядок ведения оперативно-бухгалтерского учета определяется Государственной налоговой службой РФ. Его ведут налоговые инспекции, у которых непосредственно состоят на учете в качестве налогоплательщиков юридические и физические лица. Вышестоящие налоговые органы ведут учет поступлений платежей в целом по регионам, стране.

Учет начисленных и фактически поступивших сумм налогов и финансовых санкций ведется в соответствии с классификацией доходов и расходов бюджетов, утверждаемой Министерством финансов РФ. Бюджетная классификация является основным методологическим документом, на основе которого должны составляться и исполняться бюджеты. Она предусматривает, что каждый вид налога или другого обязательного платежа зачисляется на определенный для него раздел, параграф, код, статью доходной части бюджетов.

Классификация уточняется по мере изменений налогового законодательства и необходимости совершенствования процесса составления, исполнения и анализа бюджетов.

Например, в классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации, утвержденной в 1992 г., предусмотрены конкретные разделы для зачисления определенных видов налогов или платежей, объединенных в одну группу. Ряд разделов предназначен для отдельных групп плательщиков. В то же время многие разделы бюджетной классификации разделены на параграфы, соответствующие отдельным налогам, установленным на конкретные виды продукции (товаров), или категориям плательщиков. Так, для акцизов предусмотрен раздел 22, имеющий 17 параграфов, на каждый из них зачисляется акциз по конкретной продукции (спирт питьевой - §1, водка - §2, меховые изделия -§ 3 и т. д.). Для налога на прибыль предусмотрен раздел 2, имеющий 9 параграфов по группам плательщиков: государственные, кооперативные, общественные и акционерные предприятия - § 1, предприятия с иностранными инвестициями - §2, банки -§6 и т. п. Аналогичное распределение предусмотрено и для других платежей.

В классификации доходов бюджетов, утвержденной в 1994 г., предусмотрено, что каждый вид налога и другого обязательного платежа зачисляется на установленный для него код (статью) без подразделения на разделы и параграфы.*

Классификация доходов и расходов не определяет виды бюджетов, в которые должны поступать те или иные налоги и другие обязательные платежи. Указания о порядке их зачисления в бюджеты содержатся в законодательных и других нормативных актах, регулирующих порядок исчисления и уплаты этих платежей.

В целях предоставления административно-территориальным образованиям в составе Российской Федерации большей самостоятельности в решении задач экономического и социального развития законодательство предусматривает наделение их необходимыми финансовыми ресурсами. В соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» непосредственно в местные бюджеты зачисляется ряд налогов, введенных федеральными органами власти, а также налоги и сборы, введенные местными органами власти. Все другие налоги (кроме регулирующих) полностью зачисляются в федеральный бюджет. Регулирующие налоги распределяются между федеральным и местными бюджетами в долях, устанавливаемых законодательством. К таким налогам относятся налог на прибыль, НДС, акцизы на отдельные группы товаров. К ним могут быть в законодательном порядке отнесены и другие налоги.

Налог на прибыль в установленных долях уплачивается предприятиями одновременно в федеральный и местные бюджеты. НДС, акцизы по ряду товарных групп (например, по спирту и водке) первоначально поступают в федеральный бюджет, а затем часть их в установленном размере отчисляется в местные бюджеты.

Юридические лица по исчислении и уплате налогов и других обязательных платежей руководствуются указанными выше законодательными и нормативными актами. В установленные сроки они представляют налоговым органам бухгалтерские отчеты и налоговые расчеты, в которых исчислены суммы платежей, подлежащие уплате в бюджет за определенный отчетный период.

Налоговым органам представляются также справки о предполагаемых суммах прибыли и авансовых взносов по налогу на прибыль, подлежащих уплате в бюджет в определенные законодательством сроки.

Для уплаты обозначенных в расчетах и справках платежей предприятия сдают в банк платежные поручения с указанием в них бюджета, видов налогов или платежей, раздела и параграфа бюджетной классификации и наименования налоговой инспекции. По каждому виду налога (кроме акцизов по некоторым группам товаров) оформляется по одному платежному поручению. По налогу на прибыль и акцизам по некоторым группам товаров оформляется по два поручения. В каждом из них указывается сумма, соответствующая доле налога, подлежащего уплате в федеральный или местные бюджеты. Банк списывает со счетов плательщиков - своих клиентов обозначенные в платежных поручениях суммы и зачисляет их на соответствующие бюджетные счета.

Указанный порядок уплаты налогов и оформления платежных поручений может быть изменен.

Налоговые органы проводят с юридическими лицами работу по обеспечению сдачи в банк платежных поручений накануне установленных сроков уплаты налогов и других обязательных платежей. В случаях сдачи платежных поручений после срока налоговые органы принимают меры по бесспорному взысканию причитающихся бюджету платежей с одновременным начислением плательщикам пени. Не позднее следующего за сроком уплаты дня налоговые органы имеют право выписать инкассовые поручения с указанием реквизитов плательщика, бюджета, суммы и вида платежа, раздела и параграфа бюджетной классификации. Инкассовые поручения передаются банку, который обязан списать со счета своего клиента-плательщика обо- значенную в поручении сумму и зачислить ее в бюджет. В каждой налоговой инспекции в течение календарного года ведется журнал регистрации инкассовых поручений (распоряжений) о списании сумм со счета плательщика в погашение недоимок. В нем указываются дата передачи в банк распоряжения, наименование предприятия, номер его расчетного счета и наименование банка, в котором открыт счет, сумма платежа и его наименование.

Исполнение банками инкассовых поручений налоговых органов на списание с предприятий сумм в уплату любых налогов и других обязательных платежей относится к числу операций, осуществляемых банками по счетам клиентов в первоочередном порядке.

Копии исполненных платежных поручений с выписками банков по счетам доходов федерального бюджета поступают в налоговые органы, а по счетам территориальных бюджетов - в финансовые органы. Финансовые органы используют эти документы для учета исполнения местного бюджета и затем передают их налоговым органам. На основе указанных документов налоговые органы ведут учет и контроль за поступлением платежей в бюджеты всех уровней.

С учетом специфики отдельных регионов, в первую очередь значительного числа налогоплательщиков, для ускорения процесса учета поступлений платежей и повышения эффективности контроля за своевременностью их уплаты может быть установлен иной порядок прохождения документов. В частности, по платежам в территориальные бюджеты копии платежных поручений с выписками банков могут поступать сначала в налоговые органы, которые затем передают финансовым органам справки о поступлении за день доходов в территориальные бюджеты в целом, а также в разрезе разделов и параграфов бюджетной классификации.

Несколько иной порядок уплаты налогов физическими лицами.

Подоходный налог с доходов граждан, выплачиваемых им по месту основной раЬоты, удерживается предприятиями в определенных законодательством размерах. В сроки, установленные для выплаты заработной платы, каждое предприятие сдает в банк платежное поручение на перечисление удержанного с граждан подоходного налога в бюджет. Если законодательством будет установлено, что перечисление части налога должно производиться в федеральный бюджет, то предприятие сдает в банк два платежных поручения - одно для уплаты доли в установленном размере в федеральный бюджет, другое - для уплаты остальной суммы в местный бюджет. В платежных поручениях указываются наименование предприятия, сумма подоходного налога, раздел и параграф бюджетной классификации, в какой бюджет должен быть зачислен налог. Банк списывает со счета предприятия-клиента указанные в платежных поручениях суммы и зачисляет их в бюджет. Копии исполненных платежных поручений с выписками банка передаются: одна - финансовому органу по месту нахождения предприятия для учета исполнения доходной части местного бюджета, а вторая - местному органу казначейства для учета исполнения доходной части федерального бюджета. Не позднее следующего дня эти документы из финансового органа и местного органа казначейства должны передаваться налоговой инспекции, на учете которой состоит предприятие.

Аналогично удерживается и перечисляется в бюджет подоходный налог с граждан, имеющих в течение года доходы на других предприятиях кроме основного места работы. Каждое такое предприятие, производящее выплаты, обязано сообщать налоговым органам о суммах произведенных конкретному гражданину выплат и суммах удержанного с него подоходного налога. Гражданин должен вести учет всех доходов, полученных в течение года как в денежной, так и в натуральной форме. По окончании года он обязан в установленном законодательством порядке представить в налоговую инспекцию по местожительству декларацию о совокупном годовом доходе, полученном в истекшем году. В практике работы законодатсль-ством устанавливается порядок представления деклараций только гражданами, у которых полученный из нескольких источников выплат совокупный годовой доход превышает сумму, облагаемую по минимальной ставке подоходного налога. Это значительно сокращает объем поступающих в налоговые органы деклараций.

На основе полученных от предприятий сведений, деклараций и других документов, свидетельствующих о совокупном годовом доходе гражданина, налоговая инспекция производит ему окончательный расчет подоходного налога за истекший год. Налог исчисляется по ставке, соответствующей размеру годового дохода. Гражданину предъявляется к дополнительной уплате в бюджет разница между суммой налога, исчисленной налоговой инспекцией по совокупному годовому доходу, и суммой налога, удержанной предприятиями при выплатах ему доходов. Уплату указанной разницы гражданин производит в Сберегательном банке, который обязан выдать ему квитанцию, а копию квитанции направить местному органу казначейства или финансовому органу в зависимости от вида бюджета, в который зачисляется налог. Затем она передается налоговой инспекции.

По ряду категорий граждан, получающих доходы у различных источников выплат (например, писатели, работники искусств и т. д.), из совокупного годового дохода исключаются расходы, связанные с деятельностью этих граждан. Предприятия, производящие им в течение года выплаты, удерживают подоходный налог с полных сумм выплат. По окончании года на основе деклараций и других документов, свидетельствующих о совокупном годовом доходе, налоговые инспекции производят окончательный расчет налога. При этом из совокупного годового дохода исключаются подтвержденные документально или в установленных законодательством размерах суммы расходов. Исчисленная таким образом налоговой инспекцией сумма налога по совокупному годовому доходу может оказаться меньше суммы, удержанной с граждан у источника выплаты доходов. Разница в суммах налога подлежит возврату из бюджета.

Подоходный налог с граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, исчисляется налоговыми инспекциями.

Гражданин, получивший в установленном порядке разрешение на занятие такой деятельностью, обязан заявить в налоговую инспекцию о доходах, которые он предполагает получить в течение года. Исходя из этой суммы налоговая инспекция производит расчет авансовых платежей налога и вручает гражданину платежное извещение на их уплату в установленные сроки. В течение года гражданин может заявить о повышении (снижении) суммы первоначально предполагаемого дохода. В этом случае ндлоговая инспекция обязана сделать перерасчет авансовых платежей налога и вручить гражданину новое платежное извещение.

По окончании года или при прекращении предпринимательской деятельности в течение года гражданин обязан представить в налоговую инспекцию декларацию о фактически полученных им доходах, журнал учета доходов и расходов, а также документы, подтверждающие расходы. С учетом этих документов, актов обследований деятельности гражданина, проведенных налоговой инспекцией, сведений, полученных от предприятий о выплатах гражданину доходов, и других документов, подтверждающих его совокупный годовой доход, налоговая инспекция производит окончательный расчет подоходного налога за истекший год. Разница в суммах налога, определенного по окончательному расчету и уплаченного в виде авансовых платежей, подлежит дополнительной уплате или возврату из бюджета. Если налоговая инспекция установит, что гражданин не полностью указал в декларации годовой доход, ему предъявляются к дополнительной уплате налог и предусмотренные законодательством финансовые санкции.

Все суммы подоходного налога и санкций, предъявленные к уплате, граждане вносят в бюджет через Сберегательный банк, который выдает им квитанции. Копии квитанций поступают в финансовые органы, а затем передаются в налоговые органы.

Налог на имущество и земельный налог уплачиваются гражданами в соответстии с врученными им налоговыми инспекциями платежными извещениями. В городах и поселках городского типа уплата этих налогов производится гражданами в установленные сроки в сберегательных банках, которые обязаны выдать им квитанции, а их копии направить в финансовые органы, а затем они передаются налоговым органам. Налог за землю в сельской местности уплачивают граждане на основе платежных извещений с указанием суммы налога и срока его уплаты. Уплата налога производится в Сберегательный банк, уполномоченному на то работнику местной администрации или работникам налоговой инспекции, которые обязаны выдать гражданину квитанцию. Копия квитанции остается, как правило, в налоговой инспекции.

Копии квитанций на прием земельного налога по всем плательщикам могут храниться в местной администрации, если она сама ведет лицевые счета плательщиков. Принятые от граждан наличные деньги в уплату налога за землю перечисляются в районный бюджет. Перечисление производится путем сдачи местной администрацией денег и платежного поручения в банк. В нем указываются раздел, параграф бюджетной классификации и в какой бюджет должен быть зачислен налог. Деньги могут быть переведены также по почте на соответствующий раздел и параграф районного бюджета.

В налоговые инспекции поступают копии платежных поручений или документы о переведенных суммах алога по почте.

На основе документов, имеющихся в налоговых органах, в том числе поступивших от предприятий, банков, органов казначейства, финансовых и других органов, ведется оперативно-бухгалтерский учет начисленных сумм налогов, финансовых санкций и их поступлений.

Указанные документы проверяются инспекторами налоговых инспекций, которые после их проверки дают письменные распоряжения работникам по учету о производстве необходимых записей в учете начисленных сумм налогов и других платежей, а также финансовых санкций.

Главная       Вперёд