On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

2. Формы учетной документации и отчетности

Для ведения учета разработан ряд форм учетной документации и отчетности.

По налогам с юридических лиц в налоговых органах на каждый год открываются лицевые счета по действующим предприятиям - с начала года; по вновь организованным - с момента принятия их на учет в качестве налогоплательщиков; и по предприятиям, по каким-либо причинам не вставшим на учет э налоговых органах, - со времени начисления и уплаты налогов. Лицевые счета открываются на каждое предприятие и по каждому виду налогов отдельно. Формы лицевых счетов разнообразны, содержание каждой из них отражает особенности исчисления и уплаты тех или иных налогов и платежей.

Например, записи в лицевом счете конкретного плательщика о начисленных суммах налога на прибыль производятся в следующем порядке. Отдельно по каждому сроку уплаты авансовых платежей указываются дата, сумма платежа, соответствующая сумме, показанной в представленной предприятием налоговой инспекции справке о размерах авансовых платежей по налогу на прибыль. Если предприятие в установленном порядке представляет новую (скорректированную) справку об авансовых платежах, в лицевом счете делается запись об изменении сумм указанных платежей. Производятся также записи о доплатах в виде разницы между исчисленной суммой налога исходя из фактической прибыли за отчетный период и ранее начисленными платежами. Записи о начисленных суммах налога на прибыль производятся за каждый квартал отдельно. Результаты перерасчетов по фактической прибыли указываются нарастающим итогом с начала года. Результаты перерасчетов по фактической прибыли по итогам работы в целом за истекший год (суммы доплат или к зачету) отражаются в лицевом счете, открываемом предприятию на текущий год. В лицевом счете также производятся записи о дополнительно начисленных суммах платежей в ходе камеральных и документальных проверок предприятия. По каждому сроку уплаты в лицевом счете указывается сумма фактически поступивших платежей, исходя из чего по лицевому счету выводится допущенная предприятием недоимка или переплата. Недоимка или переплата показывается также на начало и конец года.

По подоходному налогу с физических лиц, начисляемому налоговыми органами (например, с граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица), учет начисленных и поступивших сумм ведется в лицевых счетах и книге лицевых счетов ф. № 26.

В налоговых инспекциях, имеющих деление на инспекторские участки, книги лицевых счетов группируются по этим участкам.

Учет начисленных и поступивших сумм других налогов с граждан также ведется в лицевых счетах. В сельской местности лицевые счета плательщиков земельного налога ведутся, как правило, в налоговых инспекциях. Они могут вестись и в аппарате местной администрации на основе ведомостей, составляемых налоговой инспекцией.

В лицевых счетах граждан-плательщиков производятся записи: о суммах недоимки (переплаты) на начало и конец года, а также по каждому сроку уплаты, о суммах начисленных налогов, изменениях в их начислении и сложении по льготам в течение года, о суммах фактически уплаченных налогов, о начисленных суммах пени и иных санкций.

По подоходному налогу с физических, лиц, взимаемому предприятиями, учет поступлений ведется на специальных карточках ф. NQ 15, открываемых на каждое предприятие.

По лесному доходу ведется книга ф. № II по учету поступлений и возвратов по каждому держателю лесного фонда (лесхозам, леспромхозам, совхозам и т.п.). На основе платежных документов о поступлении и возврате этого платежа налоговыми органами заносятся в указанную книгу: дата и номер документа, от кого поступил или кому возвращен платеж, сумма, поступившая в бюджет или возвращенная из бюджета. Затем указанные документы пересылаются держателям лесного фонда для разноски по лицевым счетам плательщиков.

За несвоевременную уплату начисленных налогов и других обязательных платежей во всех лицевых счетах плательщиков начисляется пеня в установленном законодательством размере за каждый день просрочки платежа, а также указываются суммы уплаченной пени. Пеня на суммы неуплаченной пени и финансовых санкций не начисляется. При взыскании недоимки по суду начисление пени прекращается со дня вынесения судом решения об обращении взыскания сумм неуплаченных налогов на доходы, получаемые гражданами по месту основной работы, и т. п.

В лицевых счетах плательщиков производятся записи о зачетах и возвратах переплат на основании копий решений органов казначейства или финансового органа и выписок из лицевых счетов учреждений банков.

Излишне поступившая сумма платежа (переплата) засчитывается в погашение имеющейся у него недоимки по другим платежам, о чем он ставится в известность.

По налогам и другим платежам с граждан излишне поступившая сумма засчитывается в уплату других просроченных или предстоящих платежей. При этом по письменному заявлению плательщика может производиться возврат переплаты, зачтенной в платежи, срок которых еще не наступил.

Суммы переплат по предприятиям при отсутствии у них недоимки по другим платежам по письменному заявлению плательщиков могут быть зачтены в уплату других платежей, по которым не наступили сроки уплаты, или возвращены плательщику.

Заявление предприятия о возврате излишне внесенных сумм в бюджет рассматривает налоговая инспекция, которая на основании проверки записей во всех лицевых счетах плательщика дает заключение о наличии переплаты и передает его вместе с заявлением финансовому органу или местному органу казначейства для принятия решения. Первый из них принимает решение по местному бюджету, второй - по федеральному о возврате сумм плательщику или о зачете переплаты в уплату других платежей, по которым еще не наступили сроки уплаты. О принятом решении направляется письмо плательщику.

Возврат переплат производится финансовым органом из местного бюджета или органом казначейства из федерального бюджета. Для этого оформляются чеки, на основании которых банки списывают с бюджетных счетов указанные суммы и зачисляют их на счета предприятий. Гражданам возврат производится также по чекам, предъявляемым в банки. Банки передают копии заключений и выписки по соответствующим бюджетным счетам в органы казначейства или в финансовые органы, которые затем передают налоговым органам указанные документы с заявлениями плательщиков, письмами в адрес плательщиков, на которых проставляется штамп «погашено». Эти документы служат основанием для производства налоговой инспекцией необходимых записей по лицевым счетам плательщиков.

По налогам и платежам, по которым в налоговых органах не ведутся лицевые счета (например, по госпошлине), заключение на возврат переплат дается налоговой инспекцией на основании документов, свидетельствующих о фактической уплате платежа с подтверждением суммы переплаты по конкретному плательщику.

В лицевых счетах (кроме лицевых счетов по налогу на имущество, земельному налогу и имуществу, принятому налоговой инспекцией по акту описи и оценки) подводятся итоги за определенный период. По ряду налогов итоги подводятся за каждый месяц и нарастающим итогом с начала года, по другим налогам - за каждый квартал и год или только нарастающим итогом с начала года.

По истеччнии сроков уплаты налогов с граждан на основе записей в лицевых счетах составляется список недоимщиков. Списки передаются инспекторам налоговых органов для принятия соответствующих мер по ликвидации недоимки.

Записи в лицевых счетах позволяют определить объем поступивших налогов и других обязательных платежей от конкретных плательщиков. Налоговая инспекция должна располагать также сводными данными о поступивших платежах от всех плательщиков. В этих целях в каждой налоговой инспекции ведется сводный реестр поступлений платежей, возвратов и выплат из бюджета ф. № 25.

Сводный реестр ведется по видам налогов и других обязательных платежей в соответствии с подразделениями классификации доходов и расходов бюджетов.

Записи в реестр производятся ежедневно общими итогами за день на основании документов банков о фактически зачисленных в бюджет или выплаченных из бюджета за этот день суммах. Затем в отдельных графах реестра на каждое 1-е число месяца указываются поступления, за вычетом сумм возвратов и выплат, нарастающим итогом с начала квартала и с начала года.

В сводном реестре ф. № 25 учет ведется не по всем видам налогов. Учет сводных итогов начислений, сложений, поступлений, зачетов и возвратов переплат по подоходному налогу с физических лиц, ведется в книге учета ф. № 26.

Ежемесячно, по состоянию на 1-е число, работники по учету налоговых органов производят сверку данных о выплатах и поступлениях платежей в федеральный и местные бюджеты по итогам сводного реестра и книги сводных поступлений налогов и других обязательных платежей с данными органов казначейства - по федеральному бюджету и финансовых органов - по местным бюджетам. В необходимых случаях по результатам сверки налоговые органы вносят изменения в указанные и другие документы, в которых ведется учет.

Не реже одного раза в квартал работники по учету производят также проверку правильности произведенных записей во всех лицевых счетах плательщиков.

При проверке лицевых счетов предприятий особое внимание обращается на записи: по всем ли срокам уплаты указаны суммы начисленных, доначисленных платежей в результате перерасчетов и проверки работниками налоговых органов расчетов плательщиков по исчислению ими платежей; правильно ли выведено сальдо (недоимка или переплата). Одновременно проверяется соответствие указанных в лицевых счетах сумм, поступивших в бюджет с начала года, суммам, значащимся в сводном реестре поступлений, возвратов и выплат по соответствующим подразделениям бюджетной классификации. После проверки лицевых счетов по окончании года за подписью работника по учету делается на них отметка «проверено».

При проверке лицевых счетов граждан по налогам, начисляемым налоговыми органами, производятся подсчет итогов всех денежных операций по первичным учетным и денежным документам и сопоставление этих итогов с соответствующими записями в сводных книгах учета поступлений налогов. По итогам этой сверки оформляются сличительные ведомости по каждому налогу. В ведомости указываются суммы по первичным документам и отдельно по сводной книге; остаток к уплате на начало года; невозвращенные переплаты на начало года; начислено и сложено налога; поступило; зачтено из переплат по другим налогам; возвращено переплат или зачтено в уплату других налогов; итог поступлений. Затем выводится сальдо расчетов (переплата или остаток налога к уплате). Если при сверке будут установлены расхождения, работники по учету обязаны установить их причины путем документальной проверки записей в сводных книгах.

Сличительные ведомости составляются также по платежам, не начисляемым налоговыми инспекциями. В них сопоставляютсяяданные о поступлениях за квартал по первичным документам, выпискам банка, сводному реестру ф. № 25, книге, учета ф. № II. В этой ведомости также выводится сальдо расчетов с бюджетом (недоимка, переплата).

По состоянию на 1 января производится сверка расчетов с бюджетом по всем плательщикам. Налоговые органы сверяют данные лицевых счетов с данными бухгалтерских отчетов предприятий и их налоговыми расчетами.

В случаях выявления расхождений в указанных документах должна быть произведена сверка с вызовом в налоговую инспекцию представителя предприятия и с составлением акта сверки по каждому налогу. В акте отражаются данные налоговой инспекции, предприятия и выводятсяясуммы расхождений за проверяемый период по показателям: сальдо на начало периода, начислено налога, доначислено или уменьшено по перерасчетам за прошлый год, внесено в бюджет, сальдо на конец периода. В акте сверки даются объяснения причин расхождений и предложения налоговой инспекции.

По окончании года налоговые инспекции обязаны закрыть лицевые сччта плательщиков налогов и других обязательных платежей. Если в лицевых счетах прошедшего года значатся суммы недоимки или переплат, а также не уплаченная плательщиком пеня, они переносятся в новые лицевые счета, открываемые на текущий год. В лицевых счетах прошедшего года за подписью работника налоговой инспекции производится запись о том, что счет закрыт, а сальдо расчетов перенесено в лицевой счет, открытый на текущий год, с указанием его номера.

На лицевых счетах граждан работником налоговой инспекции также делается отметка об их закрытии. Если в лицевых счетах истекшего года за гражданином числится недоимка или переплата, она переносится во вновь открываемый ему лицевой счет на текущий год.

В случае передачи обязательств по налогообложению плательщика из одной налоговой инспекции в другую (например, из районной в городскую), при переводе предприятий или переезде гражданина-плательщика в другой район или город, а также при реорганизации предприятий налоговая инспекция совместно с финансовым органом, из района которых выбыл плательщик, посылает налоговой инспекции и финансовому органу по месту нового нахождения плательщика письмо с приложением копии его лицевых счетов.

Налоговая инспекция по месту нового нахождения плательщика продолжает вести учет начисленных и уплаченных им налогов на копиях лицевых счетов, взыскивает имеющуюся за плательщиком задолженность.

В случае реорганизации предприятий сальдо (недоимка или переплата) по платежам в бюджет предприятий, утративших самостоятельность, переносится в лицевые счета вновь созданного предприятия.

При переезде гражданина-плательщика при наличии у него недоимки или платежей по ненаступившим срокам налоговой инспекции по новому местожительству гражданина высылаются копии его лицевых счетов и письмо-извещение с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, рода занятия предпринимательской деятельностью, адреса по новому местожительству, номеров лицевых счетов, вида и суммы неуплаченных налогов.

Налоговая инспекция по новому местожительству гражданина устанавливает точный адрес плательщика, открывает ему новый лицевой счет и принимает меры к взысканию наччсленных ему по прежнему местожительству платежей. Одновременно о принятии к взысканию указанных платежей она уведомляет налоговую инспекцию по прежнему местожительству гражданина, которая на основании данного уведомления закрывает лицевой счет.

По итогам сводных реестров ф. № 25, сводных книг учета ф. № 26, книги учета ф. № II каждая налоговая инспекция, на учете которой состоят плательщики налогов - юридические и физические лица, составляет отчеты о фактически поступивших суммах налогов и других обязательных платежей по установленной ф, № 1-Н, а также отчеты о недоимке по платежам в бюджет по ф. No 4-Н. Отчеты направляются вышестоящим налоговым органам для учета поступлений платежей и недоимки в целом по городу (с районным делением), области, краю, автономным образованиям и республикам в составе Российской Федерации, а также в целом по стране.

Отчетыысоставляются в полном объеме на 1-е число каждого месяца и по отдельным, как правило, основным налогам -на 16-е число каждого месяца. Данные в отчетах отражаются нарастающим итогом с начала года.

Порядок и периодичность составления отчетов ф. № 1-Н и 4-Н устанавливаются Государственной налоговой службой РФ.

Например, действующая в 1995 г. форма отчета ф. № 1-Н содержала два раздела. В первом разделе показываетсяяфактическое поступление платежей в бюджет, во втором разделе - поступления платежей во внебюджетные фонды: дорожный, экологический, занятости, обязательного медицинского страхования и другие фонды.

В первом разделе отчета ф. № 1-Н указывается общая сумма фактических поступлений всех налогов и платежей с выделением из нее поступлений в федеральный бюджет и отдельно - в местные бюджеты. Затем указываются поступления по каждому виду налогов и платежей в целом и с выделением сумм, зачисленных как в федеральный, так и местные бюджеты. Поступления акцизов указываются в целом и с распределением по бюджетам, а также по каждой группе подакцизных товаров.

Второй раздел отччта ф. № 1-Н содержит сведения о фактическом поступлении средств в каждый внебюджетный фонд отдельно. Общий итог этих сумм не подводится. Данные второго раздела не включаются в итоговые данные первого раздела.

В отчете ф. № 4-Н указывается общая сумма недоимки по всем платежам и по отдельным налогам с выделением недоимки в федеральный, а также в местные бюджеты.

Отдельным предприяяиям по ряду причин предоставляются на определенный период отсрочки по уплате причитающихся с них платежей. По платежам в федеральный бюджет они предоставляютсяяорганами казначейства и по платежам в местные бюджеты - финансовыми органами. В этой связи в отчете ф. № 4-Н указывается отсроччнная сумма недоимки по срокам ее уплаты.

Учет начисленных и фактически поступивших налогов и других обязательных платежей трудоемок, особенно в крупных регионах с большим числом плательщиков. Упрощение учета может быть достигнуто на основе автоматизации учетных операций и унификации форм учета и отчетности.

Назад       Главная       Вперёд