В национальном доходе стоимость
продукции промышленности в 10 раз больше
стоимости продукции сельского хозяйства.
Промышленность США имеет большую,
технически хорошо оснащенную материальную
базу. Однако в условиях неустойчивости
хозяйства даже предприятия новейших
отраслей работают с недогрузкой;
безработица постоянно растет.
При взгляде на карту
промышленности США нетрудно заметить, что
все ведущие отрасли получили развитие во
многих штатах. Но на таком фоне обычно резко
выделяются два-три штата.
Топливно-энергетический
комплекс. Ведущая роль в энергохозяйстве
принадлежит нефти и природному газу. Свыше
половины добываемой в стране нефти и еще
больше природного газа дает штат Техас с
прилегающими к нему территориями юга.
На Западе наибольшее значение
имеют разработки нефти в Калифорнии и на
Аляске. Из районов добычи нефть и природный
газ поступают к центрам переработки, часть
которых расположена на Севере.
В результате научно-технического
прогресса уголь потерял таких потребителей,
как флот, железные дороги и коммунальное
хозяйство. Теперь его используют
преимущественно электростанции.
Уголь добывается в более, чем 15
штатах, но главные "угольные штаты"
страны - Кентукки, Западная Виржиния,
Пенсильвания, в пределах которых находится
часть самого крупного в стране
Аппалачского угольного бассейна. В
последнее время растет значения штата
Вайоминг на Западе, где уголь добывается
открытым способом и содержит мало серы.
Очень быстро растет производство
электроэнергии. В настоящее время США
является лидером в этой отрасли.
Основную долю электроэнергии
дают ТЭС, но на Западе ГЭС мощностью 1-2 млн.
кВт вырабатывают больше половины
потребляемой энергии. В электроэнергетике
быстро возрастает значение атомных
электростанций.
Черная и цветная металлургия.
Черная металлургия по-прежнему
концентрируется на севере страны, в таких
штатах, как Иллинойс, Индиана, Огайо,
Пенсильвания, Мериленд. Почти 4/5 железной
руды, добываемой в США, дают месторождения,
расположенные близ озера Верхнего. Еще
недавно 2/3 черного металла давали заводы
Питтсбурга, Кливленда, Чикаго и других
приозерных городов. Теперь удельный вес
этих предприятий снизился вследствие
увеличения выпуска металла новыми и
реконструированными комбинатами,
расположенными на Атлантическом побережье
близ Филадельфии и Балтимора. Эти мощные
комбинаты оборудованы новейшей техникой и
работают на импортном сырье.
Заводы цветной металлургии
тяготеют к районам добычи сырья или к
портам, через которые сырье ввозится.
Поэтому очень многие из них находятся на
Западе и Юге. Выплавка алюминия
ориентируется на гидроузлы, построенные на
реках Теннеси и Колумбии; на Мексиканском
побережье алюминиевые заводы расположены
близ крупных ТЭС.
Машиностроительный комплекс
отличает высокая наукоемкость, превышающая
наукоемкость обрабатывающей
промышленности в целом в 2,5 раза. Еще одной
важной особенностью комплекса является
низкая капиталоекость производства:
производя примерно 40% промышленной
продукции, он концентрирует лишь около 20%
основного производственного капитала.
Наконец, в этом комплексе используется 40%
рабочей силы, занятой в промышленности,
здесь сосредоточена преобладающая часть
рабочих мест высокого технического уровня.
Эти особенности машиностроительного
комплекса способствуют интенсивному типу
воспроизводства в промышленности, быстрому
научно-техническому обновлению продукции,
повышению квалификации рабочей силы.
Среди отраслей машиностроения
быстрее других растут электротехническая,
радиоэлектронная, самолето- и
ракетостроительная, в значительной мере
работающие по военным заказам.
Размещение машиностроения в
основных чертах совпадает с размещением
городов и агломераций. В еще большей мере
это относится к трем мегаполисам США,
которые фактически образуют три главных
машиностроительных района страны. Несмотря
на очень большое разнообразие предприятий,
отдельные штаты выделяются
своей узкой специализацией.
Станкостроение сосредоточено
главным образом в пределах Приозерного и
Северо-Восточого мегаполисов. Заводы Юга и
Запада получают станки и оборудование с
Севера.
Из отраслей транспортного
машиностроения особенно большое развитие
получили автомобиле- и самолетостроение.
Автомобилестроение - национальная отрасль
промышленности США. Здесь впервые начался
массовый выпуск автомобилей; каждый
седьмой работающий американец производит
или обслуживает автомобили. Автомобильные
заводы имеются в 125 городах, расположенных в
26 штатах страны. Однако больше всего
автомобилей производится в пределах
Приозерного мегаполиса. Здесь находятся
главный "автомобильный штат" Мичиган и "автомобильная столица" США
- Детройт.
Химическая промышленность представлена
во многих десятках центров, но повышенная
концентрация ее в отдельных районах также
очень характерна.
Главный район нефте- и газо-химической
промышленности США сложился в пределах
нефтегазоносного бассейна Мексиканского
залива. Здесь действует более 200
предприятий и находится "нефтехимическая
столица" США - Хьюстон.
Легкая и пищевая промышленность. Среди
отраслей легкой промышленности наиболее
развиты текстильная и кожевенно-обувная.
Текстильная промышленность в течение двух
веков концентрировалась в
североатлантических штатах - так
называемой новой Англии, с центром в
Бостоне. Но в последнее время произошла
миграция этой отрасли в южноатлантические
штаты, ближе к районам более дешевой
рабочей силы, районам производства хлопка и
синтетического волокна, рынкам сбыта.
Пищевая промышленность
представлена мощными комбинатами, которые
размещаются в основных
сельскохозяйственных районах и крупнейших
городах (особенно Севера и Запада).
На размещение промышленности США
большое воздействие оказывают факторы
концентрации, трудовых ресурсов,
транспортный, а в последнее время -
экологический и "наукоемкости".
Промышленные районы и пояса. В
такой стране, как США, можно выделить много
промышленных районов разного ранга.
Крупнейшие среди них три - Нью-Йоркский, Лос-Анджелесский
и Чикагский. Большинство промышленных
районов США входит в еще более крупные
образования - четыре промышленных пояса.
Особенно велика роль старейшего
Северного промышленного пояса, который
протягивается на 1,5 тыс. км от
Атлантического океана до Миссисипи. Он
включает несколько старопромышленных
районов и многие десятки, если не сотни,
промышленных центров. Хотя доля этого пояса
в промышленном производстве США снижается,
он продолжает оставаться самой большой
индустриальной областью в мире. Юго-Восточный
промышленный пояс, сформировавшийся в
последние десятилетия, специализируется на
выпуске трудоемкой и энергоемкой продукции,
также сравнительно новый район побережья
Мексиканского залива (его обычно именуют
"Галф" - "Залив") - на
нефтепереработке и нефтехимии. А в
Калифорнии преобладают новейшие
наукоемкие отрасли.
|