Проблема
федерализма являлась, наверное, тем, что
произвело наибольшие разногласия и во
время борьбы за ратификацию, и во время
раннего развития нации. Конфедерация,
которая предшествовала Конституции, была
основана на авторитете штатов.
Национальное правительство, исходя из
Статей Конфедерации, было созданием штатов,
и те сохраняли все суверенные полномочия ,
кроме специально данных нации ( каковых
было чрезвычайно мало). Образование,
называемое Соединенными Штатами,
рассматривали как нечто похожее на лигу
штатов.
Однако
Джеймс Мэдисон, как и многие другие члены
Конвента, признавали, что национальное
правительство нуждалось в расширенных
полномочиях и должно быть основано на
поддержке нации как единого целого, если
США хочет стать нацией с реальной силой и
единством. Критики Конституции утверждали,
что правительство не может работать
эффективно на уровне такого большого
государства- нации. Они опасались
консолидации власти в национальном
правительстве и думали, что концом
экспансии национальной власти
может стать только деспотизм и тирания.
Антифедералисты были уверены, что
республиканское правительство, основанное
на представительстве, может эффективно
функционировать лишь на локальном или
штатском уровне. Однако федералисты сумели
убедить политических противников, и таким
образом США стали первым
в истории федеративным государством,
политическое устройство которого
определено и закреплено в Конституции (
статьи IV
и VI; позже и X поправка ).
Согласно
Конституции, федерализм являет собой
двойную форму государственного
правительства, в которой присутствует
функциональное и территориальное
разделение власти. Федерализм представляет
собой как бы компромисс между двумя другими
формами политического устройства:
унитарной и конфедеративной. В унитарном
государстве вся полнота власти находится в
руках центрального правительства. В
альтернативной форме – конфедерации –
общий центральный орган – Совет
Конфедерации обсуждает лишь вопросы общей
политики и играет больше рекомендательную
роль по отношению к своим суверенным членам,
а вся полнота власти находится у них. В
федерализме между центральным и местными
правительствами существует установленное
Конституцией и законами разделение
властных полномочий и функций.
Составители
Конституции США четко распределили
полномочия, которыми было наделено
федеральное правительство, а все “остальные”
(без детализации и перечисления) отдали
властям штатов. Таким образом, центральному
правительству принадлежит исключительное
право проведения внешней и оборонной
политики, предоставления гражданства США
иммигрантам, эмиссии денег и контроля
денежного оборота, обеспечения внутренней
безопасности, определения национальных
приоритетов и ряд других.
В ведение
штатов вносятся такие статьи как
гражданское и уголовное законодательство,
организация народного образования,
здравоохранения, обеспечение
общественного порядка, строительство и
поддержание дорог и коммуникаций, контроль
за использованием земли и природных
ресурсов, и т.д. Некоторые функции, например
налогообложение или экологическая
безопасность, принадлежат и центру, и
штатам. Вообще, система разделения
государственных доходов и расходов между
центром и штатами довольно четко и
последовательно распределена:
определенные уровни власти имеют
определенные источники поступления в
бюджет, тем самым избегая конфликтного
дележа.
Важно, что
даже при наличии у штатов всех атрибутов
суверенитета ( герб, флаг и т.п.), статья IV
Конституции недвусмысленно устанавливает
полный и истинный суверенитет только на
федеральном уровне, все федеральные законы
и договоры союза должны исполняться на всей
территории США в любом штате. Первоначально
это вызывало жесткие разногласия и даже
привело к Гражданской войне 1861-1865гг, самой
кровопролитной из когда-либо ведущихся на
территории Америки, и посеявшей наибольший
за всю историю раздор между гражданами
страны. Однако, как кажется, с тех пор этот
пункт неминуемо выполнялся штатами. Данное
положение рассматривается как
краеугольный камень существования и
функционирования американской федерации.
|