Одним из основных структурных
подразделений органов внутренних дел
является милиция общественной
безопасности, осуществляющая охрану
общественного порядка и борьбу с
преступностью в Российской Федерации.
Правовой основой ее деятельности является
принятый 18 апреля 1991 г. Закон РСФСР «О
милиции». В данном Законе впервые
комплексно урегулирован правовой статус
милиции, определены ее организационная
структура, а также место и роль милиции в
обществе и государстве. На уровне
нормативного акта высшей юридической силы
получили правовое толкование общественные
отношения, касающиеся правовой защиты
жизни, здоровья, прав и свобод граждан, всех
видов собственности, а также интересов
общества и государства от преступных и иных
противоправных посягательств. С принятием
этого Закона в деятельности
правоохранительных органов, прежде всего
милиции общественной безопасности,
произошел ряд кардинальных изменений.
Принятие Закона о милиции, можно сказать,
означает, что «процессы демократизации
привели, наконец, к широкому осознанию
давно уже признанного международным
сообществом положения, в соответствии с
которым должностные лица, стоящие на страже
закона, должны быть свободны в своей
деятельности от политических пристрастий,
сохраняя при любых условиях «политический
нейтралитет» и служа лишь закону и народу».
В новом Законе «О милиции» была в
известной мере реализована идея
деуниверсализации милиции, что позволило
оставить за ней решение всего пяти задач,
сформулированных в ст. 2 Закона:
- обеспечение личной
безопасности граждан;
- предупреждение и пресечение
преступлений и административных
правонарушений;
- раскрытие преступлений;
- охрана общественного порядка и
обеспечение общественной безопасности;
- оказание помощи в пределах,
установленных законом, гражданам,
должностным лицам, предприятиям,
учреждениям, организациям и общественным
объединениям в осуществлении их законных
прав и интересов.
Решение первой задачи
обеспечивается милицией в рамках
полномочий по предотвращению угрозы жизни,
здоровью, достоинству и имуществу граждан.
Такая угроза может возникнуть в результате
каких-то или чьих-то противоправных
действий либо проявления бездействия со
стороны какого-то лица.
Выполняя вторую задачу, милиция
призвана выявлять обстоятельства, причины
и условия, способствующие совершению
правонарушений, и в пределах своей
компетенции принимать меры по их
нейтрализации, ослаблению либо устранению.
Эта задача предполагает также
предотвращение замышляемых и
подготавливаемых преступлений.
Очень важной и сложной, является
задача по обеспечению раскрытия
преступлений. Выполняя эту задачу, милиция
осуществляет деятельность, направленную на
обнаружение, выявление преступлений,
установление и розыск лиц, их совершивших, а
также обеспечение возмещения причиненного
в результате преступления ущерба (материального,
морального и т.д.).
Реализуя задачу по охране
общественного порядка и обеспечению
общественной безопасности, милиция
общественной безопасности призвана
поддерживать установленный правом порядок
отношений между людьми при их нахождении в
различных местах; предотвращать или же
снижать угрозу жизни, здоровью и имуществу
граждан, например, создаваемой каким-то
источником повышенной опасности (оружие,
автомототранспорт) либо возникшей в
результате каких-то чрезвычайных событий (катастрофы,
наводнения, крупные пожары, стихийные
бедствия, аварии с тяжкими последствиями и
др.).
В соответствии с Законом о
милиции она подразделяется на криминальную
милицию и милицию общественной
безопасности (местную милицию). Тем самым
сделан определенный шаг к муниципализации
милиции.
Отметим основные отличия
криминальной милиции от милиции
общественной безопасности.
Основными задачами криминальной
милиции являются предупреждение,
пресечение и раскрытие преступлений, по
которым предварительное следствие
обязательно (т.е. наиболее опасных
преступлений); организация и осуществление
розыска лиц, скрывшихся от органов дознания,
следствия и суда, и иных лиц в случаях,
предусмотренных законодательством.
Для решения указанных задач в
составе криминальной милиции созданы и
функционируют оперативно-розыскные
подразделения: подразделения уголовного
розыска и подразделения по борьбе с
преступлениями в сфере экономики;
экспертно-криминалистические
подразделения. В состав криминальной
милиции входят также специализированные
подразделения по борьбе с организованной
преступностью: Главное управление по
борьбе с организованной преступностью (ГУОП)
- в составе МВД Российской Федерации и
Региональные управления по борьбе с
организованной преступностью (РУОП) - в
соответствующих регионах Российской
Федерации. Одно РУОП обслуживает
территорию, на которой располагается
несколько республик, краев, областей -
субъектов Российской Федерации. "
Отряды милиции особого назначения
создаются в республиканском, краевом,
областном центре, крупном городе со сложной
оперативной обстановкой. Компетенция этих
подразделений смешанная, они осуществляют
борьбу с преступлениями как по линии
уголовного розыска, так и по линии БЭП. В
составе криминальной милиции имеются
подразделения по борьбе с незаконным
оборотом наркотиков. Деятельность
криминальной милиции направлена прежде
всего на обеспечение государственных
интересов и нуждается в независимости от
влияния местных властей, закон вывел
криминальную милицию из подчинения местных
администраций, сохранив ее подчинение и
подконтрольность только по вертикали -
вышестоящему органу внутренних дел.
В отличие от криминальной
милиции милиция общественной безопасности
(местная милиция) призвана решать следующие
основные задачи: обеспечение личной
безопасности граждан; охрану общественного
порядка и обеспечение общественной
безопасности; предупреждение и пресечение
преступлений и административных
правонарушений; раскрытие и расследование
преступлений, по делам о которых
производство предварительного следствия
не обязательно; оказание в пределах
компетенции милиции помощи гражданам,
должностным лицам, предприятиям,
учреждениям, организациям и общественным
объединениям.
В составе милиции численность
милиции общественной безопасности (местной
милиции) составляет примерно 60%. В ее состав
входят: дежурные части, подразделения
Государственной автомобильной инспекции с
дорожно-патрульной службой, патрульно-постовой
службы, участковые инспектора милиции,
подразделения охраны объектов по договорам,
изоляторы для временного содержания
задержанных и заключенных под стражу (ИВС),
отряды милиции особого назначения (ОМОН),
подразделения по предупреждению
правонарушений несовершеннолетних (бывшие
инспекции по делам несовершеннолетних),
специализированные подразделения дознания,
подразделения паспортно-визовой службы и
некоторые другие.
Деятельность милиции
общественной безопасности (местной милиции),
если судить по ее задачам, в большей степени
призвана решать вопросы местного уровня (масштаба),
в связи с этим она подчиняется и
подконтрольна не только вышестоящему
органу внутренних дел, но и местным
администрациям, т.е. в данном случае имеет
место двойное подчинение. Вместе с тем,
исходя из требований закона, местная
администрация не вправе вмешиваться в
уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную
деятельность милиции и осуществляемое ею
производство по делам об административных
правонарушениях.
В настоящее время местная
администрация вправе создавать,
реорганизовывать и ликвидировать по
согласованию с министерством внутренних
дел Российской Федерации подразделения
милиции, содержащиеся за счет местного
бюджета, увеличивать в пределах имеющихся
средств расходы на содержание милиции, а
также устанавливать дополнительную
штатную численность подразделений милиции
общественной безопасности (местной милиции).
Начальник милиции общественной
безопасности (местной милиции) является
заместителем начальника органа внутренних
дел. Он утверждается в должности и
освобождается от нее главой местной
администрации по представлению начальника
органа внутренних дел.
|