On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

3. Национальный режим

Всемирная конвенция предусматривает и объем охраны, который должен предоставляться произведениям. В ст. II Конвенции говорится, что произведения пользуются в каждом другом Договаривающемся государстве «охраной, которую такое государство предоставляет произведениям своих граждан, впервые выпущенным в свет на его собственной территории».

Здесь выражен второй основополагающий принцип Конвенции: иностранные произведения должны приравниваться к произведениям своих граждан, или, иными словами, им должен предоставляться «национальный режим».

Это означает, что иностранный гражданин, чье произведение охраняется по Конвенции, не может быть поставлен в худшее положение, но и претендовать на предоставление ему каких бы то ни было особых прав не может. Например, советский автор вправе опубликовать произведение с указанием своего имени или псевдонима; такие же права предоставляются и иностранному автору. Далее, размер авторского вознаграждения, выплачиваемого советскому автору, нормируется; точно так же должно выплачиваться вознаграждение и иностранным авторам. Наконец, можно вспомнить правило о том, что до передачи произведения в печать вся правка, внесенная редактором, должна быть согласована с автором; это правило равным образом применяется как к советским, так и к иностранным авторам.

Произведения «старые» и «новые». Из ст. VII Всемирной конвенции следует, что все произведения она делит на две большие группы: произведения, которые к моменту вступления в силу Конвенции для определённого государства не охраняются на его территории (их можно условно назвать «старые»), и остальные («новые») произведения. Конвенция обязывает охранять «новые» произведения литературы, науки и искусства, но не обязывает предоставлять охрану «старым» произведениям.

Советский Союз стал участником Всемирной конвенции 27 мая 1973 г. Именно на эту дату для СССР и советских авторов произведения поделились на «старые» и «новые».

Практически на территории СССР к категории «старых» следует отнести все произведения иностранных авторов, которые были опубликованы за рубежом до 27 мая 1973 г.: поскольку они не получали охраны по советскому национальному законодательству, то с момента своего опубликования они могли свободно (без чьего-либо разрешения и без выплаты вознаграждения) использоваться в СССР. Они могут так использоваться и теперь, после присоединения СССР к Конвенции.

С другой стороны, все советские произведения, опубликованные в СССР до 27 мая 1973 г., как правило, не охранялись в зарубежных странах. (Исключение составляют те случаи, когда такая охрана предоставлялась по национальному законодательству какой-либо зарубежной страны.) Конвенция не требует, чтобы эти произведения теперь получали конвенционную охрану.

Напротив, все произведения иностранных авторов, опубликованные 27 мая 1973 г. или позже этой даты (они относятся к категории «новых»), должны охраняться в СССР на основе Конвенции. То же относится к охране за рубежом произведений советских авторов, опубликованных после 26 мая 1973 г.

Особо отметим, что произведения делятся на «старые» и «новые» не по дате создания, а в зависимости от даты их публикации. Так, произведение К. Симонова «Япония-46» было впервые опубликовано в 1976 г., через тридцать лет после фактического его создания (1946 г.), но нет никакого сомнения в том, что это произведение должно охраняться во всех странах, участвующих в Конвенции, так как оно было опубликовано после 26 мая 1973 г.

Таким образом, на дату вступления СССР во Всемирную конвенцию существовали лишь «старые» произведения, не подлежащие охране; но постепенно стали появляться «новые», охраняемые по Конвенции, а к настоящему времени вопрос о делении произведений на «старые» и «новые» не очень актуальный. Важно лишь помнить, что, если книга иностранного автора впервые появилась за рубежом до 27 мая 1973 г., то она может быть переведена и издана в СССР без специального разрешения. Ситуация, однако, меняется, если автор перерабатывает произведение: в этих случаях оно может считаться полностью или частично охраняемым в СССР. Точно так же обстоит дело и с охраной советских произведений за рубежом. При этом важно знать, что момент публикации определяется не по дате подписания книг в печать, а по дате ее фактического распространения.

Назад       Главная       Вперёд