Временные правила определяют
аудиторскую деятельность (аудит) как
предпринимательскую деятельность
аудиторов (аудиторских фирм) по
осуществлению независимых
вневедомственных проверок бухгалтерской
отчетности, платежно-расчетной
документации, налоговых деклараций и
других финансовых обязательств и
требований экономических субъектов, а
также по оказанию иных аудиторских услуг (п.
3). Как следует из п. 1 ч. II Временных правил,
они, правила, применяются, если
осуществляются аудиторские проверки
деятельности органов государственной
власти и управления всех уровней и органов
местного самоуправления. На наш взгляд,
таких аудиторских проверок быть не может,
так как проверки организуются на началах
диска и имущественной ответственности, что
к органам власти не применимо. Для этого
существуют специально уполномоченные лица
и органы, прежде всего КРУ Министерства
финансов РФ.
Кстати, п. 4 Временных правил
предусматривает осуществление
финансового контроля за деятельностью
экономических субъектов специально
уполномоченными на то государственными
органами. Следует четко установить в
законе об аудиторской деятельности, что
финансовый контроль осуществляется за
предпринимательской деятельностью
предприятий и проводится только
независимыми аудиторами. Финансовая же
отчетность, платежно-расчетная документация,
налоговые декларации и другие финансовые
обязательства органов государственной
власти и управления, местного
самоуправления должны контролироваться
Счетной палатой, Министерством финансов РФ
и другими государственными органами по
правилам и процедурам ведомственного
финансового контроля.
Основной целью аудита является
установление достоверности бухгалтерской
отчетности экономических субъектов и
соответствия совершенных ими финансовых и
хозяйственных операций нормативным актам.)
От ведомственной, прежде всего государственной,
ревизии аудит принципиально отличают
самостоятельность определения им форм и
методов аудиторской проверки, исходя из
требований законодательства и условий
договора с экономическим субъектом,
независимость от любой третьей стороны,
собственника и руководителя аудиторской
фирмы и возможность организовать аудит на
принципах предпринимательской
деятельности: с получением прибыли, при
риске и объеме имущественной
ответственности в зависимости от
организационно-правовой формы аудиторской
фирмы.
Аудиторская проверка в полном
объеме может проводиться на частных предприятиях.
Государственные и муниципальные
предприятия, не являющиеся собственниками
имущества, закрепленного за ними на праве
хозяйственного ведения, могут привлекать
аудиторов лишь для оказания отдельных
аудиторских услуг (п. 9 Временных правил).
Только орган, уполномоченный осуществлять
управление государственным или
муниципальным имуществом, вправе решать
вопрос о заключении договора на проведение
аудиторской проверки. Так, в постановлении
Правительства РФ "О делегировании
полномочий Правительства Российской
Федерации по управлению и распоряжению
объектами федеральной собственности" от
10 февраля 1994 г. предусмотрено, что
Госкомимущество России, его
территориальные агентства, а также по
согласованию с ним федеральные органы
исполнительной власти вправе назначать и
производить документальные и фактические
проверки (ревизии, инвентаризации),
назначать аудиторские проверки.
Особое внимание при проведении
аудиторской проверки уделяется ее правовым
аспектам. Проверяемый экономический
субъект имеет право получать от аудитора
исчерпывающую информацию о требованиях
законодательства, касающихся проведения
аудиторской проверки, о правах и
обязанностях сторон, а после ознакомления с
заключением аудитора - о нормативных актах,
на которых основываются замечания и
выводы аудитора. Аудитор обязан
предоставлять экономическому субъекту эту
информацию (ч. 111 п/п "г" п. 14 Временных
правил). В аналитической части аудиторского
заключения указываются нарушения
законодательства при совершении
хозяйственно-финансовых операций, которые
нанесли или могли нанести ущерб интересам
собственников экономических субъектов,
государства и третьих лиц (ч. 111 п/п "б" п.
18 Временных правил).
Таким образом выводы о
достоверности бухгалтерской отчетности
экономического субъекта должны
подтверждаться соответствием их
требованиям законов и других правовых
актов Российской Федерации. Не случайно
Временные правила допускают к аттестации
на право осуществления аудиторской
деятельности лиц, имеющих экономическое и
юридическое образование. Это требование
лежит в русле реализации задач по
формированию правового государства в
России, повышению роли Закона в
предпринимательской деятельности. Его надо
понимать в том смысле, что выборочные
знания бухгалтерского учета, анализа
хозяйственной деятельности, организации и
техники аудита, финансового менеджмента
без сопоставления их с требованиями
соответствующих норм права не могут
достичь основных целей аудиторских
проверок. Конечно, в условиях, когда в
России отсутствует развернутое и детальное
законодательство о бухгалтерском учете и
отчетности, аудите, регламентация
совершения аудиторских действий
подменяется слепым следованием требованиям
разнородных чужестранных систем
стандартов, может сложиться и возобладать
мнение, что знания хозяйственного права не
нужны и аудитом могут заниматься также лица,
имеющие инженерное или иное образование.
Отголоском, к сожалению, нигилистического
отношения к праву служат даже составы
комиссии по аудиторской деятельности при
Президенте Российской Федерации я ее
консультативного совета, в которых нет ни
одного представителя юридического
академического или учебного института,
хотя согласно Положению о комиссии,
утвержденному распоряжением Президента от
4 февраля 1994 г., консультативный совет
вырабатывает для комиссии и принимает
участие через своих представителей в ее заседаниях,
связанных с обсуждением проектов
нормативных актов, регулирующих
аудиторскую деятельность.
Сопоставление п. 3, 5, 9 Временных
правил позволяет утверждать, что аудиторская
проверка - необходимый элемент аудита и
один из видов аудиторской деятельности. Она
заключается в установлении достоверности
бухгалтерской отчетности, а также в
совершении иных услуг, в частности по
постановке, восстановлению и ведению
бухгалтерского учета, составлению
деклараций о доходах и бухгалтерской
отчетности, анализу финансово-хозяйственной
деятельности, оценке активов и пассивов
экономического субъекта, консультированию
в вопросах финансового, налогового,
банковского и иного хозяйственного
законодательства России. Аудиторы могут
также проводить обучение и оказывать
другие услуги по профилю своей деятельности.
Однако далее в п. 9 Временных правил
содержится абзац, который ограничивает
сферу предпринимательской деятельности
аудитора: "Аудиторы и аудиторские фирмы
не могут заниматься какой-либо
деятельностью, кроме аудиторской и другой
связанной с ней деятельностью".
Получается, что аудитор не может выступать
учредителем, акционером, собственником
других предприятий, не связанных с
аудиторской деятельностью. Это ограничение
в какой-то степени понятно применительно к
аудиторским фирмам.
Но как быть с гражданином,
который самостоятельно ведет аудит? Не
является ли это сужением его
предпринимательской деятельности (правоспособности)?
Формально правовых оснований для запрета
заниматься другими видами деятельности у
гражданина-аудитора кет, если у него
имеется имущество, время и способности для
этого.
Аудиторская проверка может быть
обязательной или инициативной.
Обязательная аудиторская проверка
проводится в случаях, прямо установленных
нормативными тактами. Так, в ст. 43 Закона о
банках и банковской деятельности
предусмотрено, что 1 банки публикуют
годовой баланс по форме и в сроки, которые
устанавливаются Центральным банком России,
после подтверждения аудиторской
организацией достоверности указанных в
нем сведений. Имеются и другие случаи
обязательного аудита для страховых
организаций, инвестиционных фондов и т.д. В
сфере общего аудита ст. 29 Закона об
иностранных инвестициях предусмотрена
проверка аудиторской организацией для
целей налогообложения финансовой и
коммерческой деятельности предприятий с
иностранными инвестициями.
Обязательные проверки в
соответствии с процессуальным
законодательством проводятся также по
поручению органа дознания, следователя,
прокурора, суда и арбитражного суда.
Поручение о проведении аудиторской
проверки дается аудитору (органом дознания
и следователем лишь с санкции прокурора)
при наличии в производстве возбужденного
уголовного дела, принятого к производству
гражданского дела или дела,
подведомственному арбитражному суду (п. 10
Временных правил). Заключение аудитора по
результатам такой проверки приравнивается
к акту экспертизы. Согласно ст. 80 УПК РФ
заключение эксперта не обязательно для
лица, производящего дознание, следователя,
прокурора и суда, но несогласие с
заключением эксперта должно быть
мотивировано. На заключение аудитора по
результатам проверки, проведенной по
поручению государственных органов, не
распространяются требования о соблюдении
ст. 18 Временных правил, которая
устанавливает форму аудиторского
заключения.
Эта норма применима в случаях,
когда проводится обычная аудиторская
проверка по договору с экономическим
субъектом. В ст. 17 Временных правил
предусмотрено, что заключение аудитора -
документ, имеющий юридическое значение для
всех юридических и физических лиц, органов
государственной власти и управления,
органов местного самоуправления и судебных
органов. Однако эта формулировка довольно
абстрактна и из их нее неясно, в чем же
заключается процессуальное значение этого
документа. В законе об аудиторской
деятельности следует установить, что аудиторское
заключение является обязательным для всех
заинтересованных лиц. Экономический
субъект на основании этого заключения
вносит изменения в бухгалтерскую
отчетность до подачи ее органам
государственной налоговой инспекции и
другим государственным органам или до ее
опубликования (например, до 1 июля года,
следующего за отчетным). Излишне внесенные
им суммы налога засчитываются в счет
очередных платежей или возвращаются
экономическому субъекту в 10-дневный срок со
дня его письменного заявления.
Недовнесенные суммы налога в тот же срок
перечисляются плательщиком
соответствующему налоговому органу. Если
налоговый государственный или иной орган,
на который законом возложена проверка
отдельных сторон деятельности предприятия
и получение соответствующей отчетности, не
согласен с аудиторским заключением,
принятым экономическим субъектом, то он
вправе оспорить его в арбитражном суде.
Если суд установит неточности и ошибки в
удостоверенной аудитором отчетности, то он
возмещает экономическому субъекту все
убытки, связанные с неквалифицированным
аудиторским заключением.
|