On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

2. От ПРИРОДЫ к ТРУДУ как главному источнику богатства

Развитие ПРИРОДЫ, геология и биология свидетель­ствуют о том, что у животных предков человека не ТРУД, а именно ПРИРОДА является не только единственным источником средств существования и ареной жизнедея­тельности, но главное - той окружающей СРЕДОЙ, из­менение которой изменяет мир живых существ. Именно в рамках этой доисторической полосы биологического развития происходит само становление ЧЕЛОВЕКА и ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА, их выделение из живот­ного мира. Хочу сразу же оговориться, что в данном случае рассматривается только эта гипотеза естественно-исторического возникновения и развития человечества из животного мира. Поскольку еще нет достаточных основа­ний, здесь не рассматривается ни гипотеза космического происхождения сознательной жизни на Земле, ни связан­ная с ней гипотеза соединения (на определенном этапе) естественноисторического развития наших предков из животного мира с ускорившими их развитие пришельца­ми из космоса.

Если исходить из гипотезы естественноисторического возникновения ЧЕЛОВЕКА и ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕ­СТВА из животного мира, то очевидно, что факторами, стимулирующими этот процесс, первоначально были ис­ключительно благоприятные ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ, скла­дывавшиеся в тех или иных частях ойкумены. Только значительно позже наступил перелом в переходе к ЧЕ­ЛОВЕКУ и ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ОБЩЕСТВУ; причиной этого стала НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ и связанное с ней утверждение ТРУДА в качестве главного источника об­щественного богатства, а вместе с тем и переход от более связанного с ПРИРОДОЙ ПРИСВАИВАЮЩЕГО ХОЗЯЙСТВА к более независимому от нее ПРОИЗВОДЯ­ЩЕМУ ХОЗЯЙСТВУ.

Отечественный исследователь этой исторической поло­сы Л. С. Васильев называет ее ПРЕДЫСТОРИЕЙ и вклю­чает в качестве ее сторон или элементов антропогенез, социогенез и неолитическую революцию. Если попытать­ся дать набросок этой весьма сложной полосы, то мож­но выделить следующее. Это была полоса первобытно­общинного развития сапиентных людей, являвшихся охот­никами и собирателями. «Локальные группы охотников и собирателей, - пишет Л. С. Васильев, - были харак­терны для эпохи так называемого верхнего палеолита. Они абсолютно преобладали сорок - десять тысячеле­тий тому назад, а кое-где дошли в своей остаточной форме до наших дней» {Васильев Л. С. Глобальные очертания исторического процесса (эскиз теоретической реконструкции)//Философия и общество. 1997. № 1.С. 106).

Какова общественная форма их жизни? «Собственно это и была та первобытная община сапиентных людей, о которых столь часто и обычно бездумно говорится в истматовских схемах, как правило, не утруждающих себя точным определением того, что имеется в виду под понятием «первобытная». Не злоупотребляя в дальнейшем атим термином, будем, однако, исходить из того, что первобытность, которая имеется при этом в виду - эга­литарный примитивизм бытия тех, кого современные ан­тропологи именуют локальными группами охотников и собирателей. Иными словами, это бытие бродячих дозем-ледельческих коллективов». Но раз­витие отдельных общин не одинаково: «Жизнь некоторых локальных групп подчас выпадает из средней нормы, что объяснялось теми исключительно благоприятными усло­виями, в которых обитали такие группы и которые спо­собствовали ускоренным темпам их эволюции». Ведь «интерес рода человек совпадает всегда с интересом особых индивидов, в чем и состоит сила этих последних, их преимущество» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26, Ч. II. С. 123). Это обстоятельство имело огромное значение для общего прогресса, ибо «в основ­ном именно их усилиями были созданы и реализованы те великие революционные предпосылки, которые обус­ловили переворот в образе жизни все тех же первобыт­ных людей. Речь идет о так называемой неолитической революции» (Васильев Л. С. Указ. статья//Философия и общество. 1997. № 1. С. 107).

Сегодня, как и раньше, в трактовке сути и смысла неолитической революции налицо разные, а порой и пря­мо противоположные подходы. Хотя Л. С. Васильев стре­мится всеми способами дискредитировать материалисти­ческое истолкование неолитической революции, ее смыс­ла и роли в утверждении ТРУДА как главного источника создания общественного богатства, тем не менее он признает, что «феномен неолитической революции вплот­ную подводит к проблеме великих изобретений, фунда­ментальных открытий в истории человечества. Речь идет о таких великих достижениях, как умение пользоваться огнем, изобретение лука и стрел, знакомство с колесом, изготовление керамики, строительство крупных сооруже­ний, а также о металлургии, земледелии, домашнем ско­товодстве, плуге, прядении, ткачестве и т. п. Если не

считать огня и лука со стрелами, то все другие дости­жения как раз входят в комплекс революционных ново­введений эпохи неолита. Более того, именно они и со­здали материальную базу неолитической революции и предопределили возникновение урбанистической цивили­зации, т. е. культуры городского типа (еще резче отде­лившей человека от ПРИРОДЫ. - А. 5.)».

Завершалась не просто эпоха, а длительнейшая по­лоса развития, когда для ЧЕЛОВЕКА, как и для его ЖИВОТНОГО ПРЕДКА, именно ПРИРОДА была и глав­ным источником средств существования и двигателем биологического прогресса наших предков. Но особенно важно следующее: «Неолитическая революция положила четкую и почти непреодолимую грань между локальными группами охотников и собирателей и пришедшими им на смену земледельцами и скотоводами. Следует напомнить, что главным достижением революции была вовсе не новая техника обработки каменных орудий, хотя именно она дала название эпохе неолита, а переход от ПРИ­СВАИВАЮЩЕГО хозяйства (охота, рыболовство, собира­тельство) к ПРОИЗВОДЯЩЕМУ, т. е. земледелию и до­машнему скотоводству с оседлым образом жизни» (там же). Эта неолитическая революция - важнейший рубеж в становлении человека, человеческого общества и его трудовой деятельности. Принципиально изменялось асе. ТРУД уже в своей первой непосредственной форме, где сам человек выступает как главный агент производства, окончательно выделил человека из мира животнрх: ТРУД «очеловечил» обмен веществ между ЧЕЛОВЕКОМ И ПРИРОДОЙ, наделил человека СОЗНАНИЕМ, положил в основу прогресса рода человека не изменение ПРИРО­ДЫ. окружающей СРЕДЫ, как это и сегодня имеет ме-Ъто в мире животных, а развитие осуществляемого са­мим человеком ПРОИЗВОДСТВА и ВОСПРОИЗВОДСТВА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, т. е. создание и совер­шенствование орудий труда, умножение средств жизни, воспроизводство самого человека. ' Медленный рост производительных сил человека, свя­занный с совершенствованием орудий и средств труда, с разделением труда и его специализацией, ускоренный скачком неолитической революции и совершенствовани­ем трудовых навыков и обменом результатами производ­ственной деятельности, с запрещением кровосмешения-инцеста шаг за шагом привел к глубокому перелому:

теперь уже не ПРИРОДА, бывшая ареной и средой жизни, источником орудий и кладовой средств существования, а ТРУД в его непосредственной форме, утверждаясь рядом с ПРИРОДОЙ, превращается в главный источник общественного богатства, становится основой человечес­кого прогресса. Первопричиной и двигателем этих каче­ственных перемен является то, что человек - единствен­ное живое существо, каждая удовлетворенная потреб­ность которого, в отличие от других животных, порожда­ет новые потребности.

Так совершается вступление в качественно новую и длительную историческую полосу, основа которой - ТРУД в непосредственной форме, т. е. расходование физиологически-физических и умственных сил человека в процессе создания необходимых средств жизни. Есте­ственно. что и сам рассматриваемый ТРУД, сохраняя свою непосредственную форму, не оставался одним и тем же. Если первоначально физические и умственные силы сопряжены воедино, то позже обнаруживается, что физи­ческие действия рук, пальцев, ног, туловища, обретая определенные навыки, становятся все более ловкими, результативными. Развиваются и умственные силы: чело­век придумывает определенные приспособления, облегча­ющие труд, обретает опыт, а вместе с ним знания, ко­торые оказываются новой мощной силой производства.

Здесь же совершается еще один качественный пере­лом - возникновение рынка и рыночной экономики, смена натурального хозяйства рыночным. Конечно же, рыночная экономика не появилась сразу в готовом виде, как Афина из головы Зевса, и не в один день заменила натуральное хозяйство: ей предшествовал обязательный обмен дарами (см.: Мосс М. Опыт о даре. Форма обме­на в архаических обществах. Париж, 1925). Элементы рыночной экономики формировались по мере того, как ТРУД, используя ПРИРОДУ, ее естественногеографичес-кие и климатические особенности и все больше стано­вясь главным источником богатства, изменялся сам. Разделение ТРУДА, его специализация и обмен резуль­татами ТРУДОВОЙ деятельности становились все более необходимыми для общества, продукты ТРУДА превра­щались в товары, а сам рынок - в необходимую форму обмена продуктами ТРУДА.

Не будет преувеличением сказать, что в наше время не только в России, но и во всех государствах, возник­ших на территории бывшего СССР, широко распространено следующее ошибочное мнение - рыночная эконо­мика, товарное производство существуют там и тогда, где есть хотя бы: а) две формы собственности: б) обособ­ленные предприятия; в) частная собственность и индиви­дуальные производители. Однако на деле товарное про­изводство, рыночная экономика как таковые имеют место там и тогда, где и когда существует возможность и необходимость учитывать соответствие между количеством затрачиваемого общественно необходимого абстрактного ТРУДА (живого и мертвого) и количеством создаваемого этим ТРУДОМ общественного богатства. Такая возмож­ность и необходимость налицо только при определенном уровне производительных сил и конкретном характере связанного с ними ТРУДА, т. е. при возобладании в обществе ТРУДА в его непосредственной форме, где производитель является главным агентом производства, а богатство страны и граждан зависит от качества и количества такого ТРУДА граждан. Из-за этого, во-пер­вых, ТРУД в его непосредственной форме - мерило стоимости товаров и накопленных богатств. Во-вторых, ограниченный размер получаемых таким путем обществен­ных благ требует строгого учета не только количества, но и качества труда каждого, требует на этой основе материального стимулирования ТРУДА, что и обеспечи­вается законами рынка. Рыночная экономика - собира­тельное понятие, охватывающее разные способы произ­водства и обмена, причем везде у нее свое место.

Является ли рыночная экономика вечной? Вопреки апологии либералов и нигилизму сталинистов уже в XIX в. было доказано, что рыночная экономика - одна из исторических форм хозяйствования, существующая там и тогда, где и когда для этого есть указанные выше необходимые условия, форма, сходящая с исторической сцены, когда исчезают эти условия, что особенно замет­но уже при капитализме. Обобщая эти условия, англий­ский экономист, профессор университета Глазго X. Тик-тин пишет: «Рынок может быть действительным только тогда, когда производительные силы достигают опреде­ленного уровня развития и перестает быть таковым, ког­да развитие производительных сил далеко превосходит этот уровень» (Тиктин X. Возможен ли рыночный соци-ализм?//Альтернативы. 1997. № 1. С. 10).

На мой взгляд, представленный обзор становления ЧЕЛОВЕКА и ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА достаточен для уяснения общих понятий, связанных со становлением и развитием ТРУДА как главного созидателя обще­ственного богатства. Думаю, что применить предлагаемую общую концепцию истории к уже затронутым и последу­ющим фазам человеческой истории не трудно: это дела­лось многократно.

Назад       Главная       Вперёд