Конституцией Российской
Федерации установлено: «Разбирательство
дела во всех судах открытое. Слушание дела в
закрытом заседании допускается в случаях,
предусмотренных федеральным законом» (ч. 1
ст. 123). Заметим, что, во-первых, принцип
гласности устанавливается для всех судов, т.
е. и общих, и военных, и арбитражных, причем
при рассмотрении как уголовных, так и
гражданских дел. Во-вторых, принцип
гласности Конституция рассматривает в
качестве правила, а закрытое судебное
разбирательство - как изъятие из этого
правила, причем только в случаях,
предусмотренных федеральным законом.
Базируясь на положениях
Конституции РФ, АПК РФ (1995 г.) не ограничился
провозглашением принципа гласности
разбирательства дел, но и конкретизировал
конституционные нормы применительно к
арбитражному процессу. В ст. 9 АПК
установлено, что разбирательство дел в
арбитражном суде открытое. Слушание же дела
в закрытом заседании предусмотрено: а) в
случаях, предусмотренных федеральным
законом о государственной тайне; б) при
удовлетворении судом ходатайства
участвующего в деле лица, ссылающегося на
необходимость сохранения коммерческой и
иной тайны; в) в других случаях, предусмотренных
федеральным законом.
Специальная норма о гласности
судебного разбирательства имеется и в УПК (ст.
18), которая вполне соответствует
приведенным положениям Конституции РФ. Но
ее формулировка отличается от той, которая
представлена в АПК РФ. Оговорив общее
правило об открытом разбирательстве дел,
законодатель жестко отметил, что данное
правило действует за исключением случаев,
когда это противоречит интересам охраны
государственной тайны (ч. 1 ст. 18). Наряду со
столь категорическим ограничением
гласности законодатель допустил
возможность слушания дела в закрытом
судебном разбирательстве по мотивированному
определению суда или постановлению судьи: а)
по делам о преступлениях лиц, не достигших
шестнадцатилетнего возраста; б) по делам о
половых преступлениях; в) по другим делам в
целях предотвращения разглашения сведений
об интимных сторонах жизни участвующих в
деле лиц.
Гласность судебного
разбирательства - один из показателей
демократизма судопроизводства. Такой
порядок обеспечивает гражданам право
присутствовать в зале судебного заседания,
следить за ходом производства по делу,
распространять сведения об увиденном и
услышанном в судебном заседании в средствах
массовой информации или другим доступным
им способом. Тем самым осуществляется одна
из форм контроля народа за деятельностью
судебной власти.
При рассмотрении уголовных дел в
силу принципа гласности все процессуальные
действия в судебном разбирательстве
совершаются «при открытых дверях», за
исключением совещания судей при
постановлении приговора или вынесении
некоторых определений (ст. 261 и 302 УПК). В
судебном заседании вправе присутствовать
все желающие, кроме лиц в возрасте до 16 лет,
не являющихся участниками процесса -
обвиняемыми, потерпевшими, свидетелями (ст.
262 УПК).
Принцип гласности тесно связан с
другими принципами правосудия и судопроизводства.
С одной стороны, гласность является
важнейшим средством реализации таких
принципов правосудия, как состязательность
и равноправие сторон, обеспечение
обвиняемому (подсудимому) права на защиту. С
другой стороны, гласность не может быть
реализована вне действия таких принципов
правосудия и судопроизводства, как
устность, непосредственность, обеспечение
пользования родным языком при
осуществлении правосудия.
Осуществление принципа
гласности обеспечивает воспитательное
значение судопроизводства, повышение
авторитета судебной власти и правосудия,
соблюдение действующих законов.
Гласность правосудия имеет много
общего с гласностью в обществе вообще. Но
гласности судопроизводств присуща
специфическая особенность - она
представляет собой нормативное
установление, несоблюдение которого
представляет собой грубейшее нарушение
закона.
|