On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПАРЛАМЕНТА

Как уже говорилось, палаты избираются не позднее 70 дней по истечении полномочий палат предыдущего созыва, а первое заседание проводится не позднее чем на 20-й день (ст. 61). Конкретный день первого заседания определяется декретом президента республики (ст. 87). По собственному праву, то есть на свои очередные сессии палаты собираются в первый непраздничный день февраля и октября, но могут быть созваны на чрезвычайную сессию по инициативе пред­седателя палаты (сената), президента республики или одной трети членов соответствующей палаты, причем если одна из палат созывается на чрезвычайную сессию, собирается и другая палата (ст. 62). Палаты заседают в исторически при­надлежащих им зданиях — дворце Монтечиторио (палата депутатов), в котором палаты собираются и на совместные заседания и дворце Мадама (сенат).

Важнейшим принципом организации работы заседаний палат является принцип гласности, установленный непос­редственно в Конституции (ст. 64). Вместе с тем палаты могут принять специальное решение о проведении закры­того заседания. Предложение о такого рода решении вы­двигается председателем палаты, правительством (его представителем на заседании), либо 10 депутатами в пала­те депутатов и правительством, либо десятой частью сена­та — в сенате, причем здесь это предложение не обсужда­ется, а сразу же голосуется.

Гласность обеспечивается положениями регламентов па­лат о допуске публики и прессы на специально отведенные для них трибуны и о публикации парламентских отчетов с заседания — общего, обзорного характера, которые публи­куются непосредственно по окончании заседания, и стено­графического отчета в специальных парламентских бюлле­тенях. Распоряжением председателя палаты депутатов, кро­ме того, может быть обеспечена прямая телевизионная трансляция заседаний палаты. Публика допускается и на заседания комиссий палаты, за которыми следит в специально отведенных помещениях при помощи видеотехники. В сена­те для допуска публики и прессы на заседания комиссий не­обходимо предварительное согласие самой комиссии и разре­шение председателя сената. Гласность работы комиссий так­же обеспечивается опубликованием обзорных отчетов с их заседаний, а с законодательных или редакционных заседа­ний, кроме того, и стенографических отчетов.

Заседания палат и их комиссий, как правило, планиру­ются на три месяца конференцией представителей парла­ментских групп под руководством председателей соответст­вующих палат или комиссий с учетом мнения правительст­ва. Трехмесячная программа должна быть принята единогласно конференцией и доведена до сведения соответ­ствующих палат (комиссий). По требованию любого депу­тата (сенатора) палата может решить вопрос о целесооб­разности обсуждения программы. Если решение о целесо­образности обсуждения палата не принимает, программа считается принятой. Аналогичным образом разрабатывает­ся, на основе программы, календарь работ на ближайшие дни. Здесь, однако, не требуется консенсуса председателей групп, разногласия выносятся на заседание палаты, кото­рая разрешает их, после краткого обсуждения (по одному оратору от каждой группы) обычным голосованием. На этом этапе, однако, уже не могут быть внесены какие бы то ни было изменения в программу. На основании приня­тых программы и календаря председатель самостоятельно определяет повестку дня заседаний (как правило, на два дня) и объявляет ее в конце предшествующего заседания палаты. Если на повестку дня выносится законопроект в первом чтении, то она должна быть объявлена за 24 ч до начала заседания. Председатель палаты может самостоя­тельно включить в повестку дня комиссий те или иные вопросы, если их обсуждение соответствует программе ра­боты палаты. Он также может созвать одну или несколько комиссий на специальные заседания, самостоятельно опре­делив им повестку дня. Важнейшим правилом работы па­лат и комиссий является запрет обсуждения непредусмот­ренных повесткой дня вопросов. Это правило может быть отменено в конкретном случае только большинством в две трети голосов присутствующих. В комиссиях отклонение от повестки дня не допускается.

Комиссии созываются председателями палат и самих ко­миссий. Специального созыва комиссии может потребовать пятая часть членов депутатской и третья часть — сенатской комиссии, а также правительство. Без разрешения председа­телей палат комиссии не могут собираться во время заседа­ния самих палат.

Согласно ст. 64 Конституции, члены правительства, даже если не являются депутатами, имеют право, а при наличии запросов обязаны присутствовать на заседаниях палат. Они должны быть заслушаны всякий раз, когда этого потребуют. Регламенты палат перенесли это общее правило и на парла­ментские комиссии. Министров могут представлять их заме­стители и другие высокопоставленные чиновники соответст­вующих министерств. Для представителей правительства ре­зервируются особые места в палатах.

Заседание палаты (комиссии) начинается утверждением протокола предыдущего заседания. Выступления, в связи с протоколом, допускаются только в случае фактических не­точностей, уточнения позиции выступавшего или по лично­му вопросу. Прежде чем перейти к обсуждению повестки дня, могут быть зачитаны послания и письма в адрес палат, а также сводка поступивших петиций, распределяемых по комиссиям.

Депутаты, желающие принять участие в обсуждении то­го или иного вопроса, должны записаться в бюро. Запись прекращается по истечении второго дня обсуждения. Депу­татам предоставляется слово в порядке записи, однако с соблюдением очередности сторонников и противников вне­сенного предложения. Возможен обмен очередью выступле­ний, но если названный председателем депутат отсутству­ет, он лишается слова. В сенате несколько иная процедура, главным образом отличающаяся тем, что уже при состав­лении календаря работы сената обычно определяется мак­симальное число выступлений и общее время на выступле­ния от каждой группы (ст. 55 регламента сената). Запись сенаторов для выступлений проводится здесь через соответ­ствующие группы до начала дискуссии. Таким образом, в обязанность председателя входит поочередное предоставле­ние трибуны группам, которые сами определяют количест­во, порядок и время выступлений своих сенаторов в рам­ках общего времени, отведенного для группы. Вместе с тем сенатор, чье мнение по обсуждаемому вопросу расходится с позицией группы, записывается непосредственно в бюро и время его выступления соответствующей группе не за­считывается. Если же при составлении календаря регла­ментация времени в отношении данного вопроса не была осуществлена, то применяются положения, схожие с дейст­вующими в палате депутатов.

Кроме выступлений по формальным второстепенным вопросам, для которых установлен укороченный регламент, депутаты выступают не более 45 мин каждый при обсуж­дении законопроекта или резолюции в принципиальном плане (первое чтение) и не более 20 мин по отдельной статье или поправке. На зачтение речи в любом случае отводится не более 30 мин. Депутат (сенатор) лишается слова председателем, если после повторного предупрежде­ния он, исчерпав регламент, не прекращает выступления либо продолжает говорить не по существу рассматриваемо­го вопроса.

При обсуждении конкретного вопроса повестки дня допу­скаются выступления по вопросам, возникающим перед или в связи с этим обсуждением. В первую очередь это касается вопросов, относящихся к регламенту палаты, повестке дня, порядку работы, постановке собственно вопросов и очеред­ности голосования. Депутат (сенатор) может поставить соот­ветствующие вопросы до начала заседания, и их обсуждение предваряет обсуждение главного вопроса. При этом обсуж­дении после депутата, поставившего вопрос, могут высту­пить два депутата (сенатора): один против предложения, за­ключающегося в вопросе, второй — за. Все эти выступления не должны превышать 15 мин каждое. После этого открытым голосованием принимается решение.

В связи с предстоящим обсуждением главного вопроса де­путат (сенатор) непосредственно перед началом заседания может поставить преюдициальный либо отлагательный воп­росы, соответственно предложив либо вовсе отказавшись от обсуждения главного вопроса, например, по мотивам некон­ституционности заключенного в главном вопросе решения, наличия соответствующих международных соглашений, от­сутствия или исчезновения обстоятельств, вызвавших пред­стоящее обсуждение, либо отложить обсуждение до наступ­ления определенных обстоятельств, в связи, например, с об­суждением данного вопроса на международном уровне, вновь открывшимися обстоятельствами и т.п. Иными слова-

ми, при постановке преюдициального либо отлагательного вопроса депутат должен мотивировать свое убеждение в не­законности, бесполезности, вредности либо неэффективно­сти самого предстоящего обсуждения или его предполагае­мых результатов. Преюдициальный или отлагательный воп­росы ввиду их очевидной важности могут быть поставлены и после начала обсуждения соответствующего пункта пове­стки дня.

При обсуждении преюдициальных и отлагательных воп­росов в палате депутатов выступают два оратора “за”, включая поставившего вопрос, и два — “против”. В сенате выступают по одному представителю от каждой из парла­ментских групп. Выступление не должно превышать 15 мин в палате и 10—в сенате. Положительное голосование по преюдициальному или отлагательному вопросу влечет исключение соответствующего пункта из повестки дня (по­ложительное решение по отлагательному вопросу должно включать в себя указание срока, на который откладывает­ся обсуждение).

Парламентарий может запросить слово в конце заседа­ния в порядке личного вопроса, если его поведение или высказывание ложно истолковано. В сенате окончательное решение по предоставлению слова принимает председатель. В палате депутатов, в случае отказа председателя предо­ставить слово, по настоянию запросившего депутата реше­ние принимает палата открытым голосованием без предва­рительного обсуждения. Парламентарии, чьи слова вызва­ли выступления по личному вопросу, может выступать только для уточнения своих слов либо для принесения из­винений.

В одном и том обсуждении депутат (сенатор) может вы­ступить не более одного раза, исключая рассмотренные выше ситуации, а также заявления по мотивам голосо­вания.

Если заседание явно не ограничено положениями регла­ментов либо предварительными решениями палат, предло­жение о прекращении дискуссии может быть сделано пред­седателем, 10 депутатами в палате депутатов и восемью сенаторами. В палате депутатов могут выступить, после вне­сения этого предложения, один депутат “против” и один — “за”. В сенате по этому вопросу могут выступить по одному представителю от каждой из групп. После принятия решения о прекращении заседания тем не менее могут выступить по одному представителю от каждой из групп как в сенате, так и в палате. Затем, если обсуждение проходило по докла­ду, выступает докладчик, а далее допускаются выступления министров с заявлениями от имени правительства и депута­тов с заявлениями по мотивам голосования. После этого па­латы (комиссии) приступают к принятию решения по суще­ству.

Конституция установила следующее общее правило отно­сительно принятия решений на заседаниях палат: решения в целом действительны лишь при наличии большинства чле­нов соответствующих палат и если эти решения приняты большинством присутствующих. Интересно, что регламенты установили зачет в необходимый кворум тех парламентари­ев, которые на момент принятия решения выполняют пар­ламентские (в комиссиях, депутациях и т.п.) либо прави­тельственные функции, то есть фактически отсутствуют в заседании.

Решения принимаются голосованием, которое может осуществляться путем открытой или тайной подачи голо­сов. Открытое голосование осуществляется поднятием ру­ки, разделением депутатов в зале заседаний (эта процеду­ра используется, как правило, для перепроверки голосова­ния   проведенного   иным   путем)   и   поименным голосованием, которое проводится либо путем опроса, либо с использованием электронного оборудования. Тайное голо­сование проводится либо опусканием шаров (бюллетеней) в урны, либо также с использованием электроники. В 1988 г. была проведена частичная реформа регламентов, в результате которой использование процедуры тайного голо­сования было резко ограничено. Обычным порядком голо­сования в обеих палатах признается голосование подняти­ем рук. Однако предусмотрено правило, согласно которому председатели с целью облегчения подсчета голосов могут распорядиться о проведении вместо голосования поднятием рук электронного голосования без фиксации имен. На практике в последние годы именно такой порядок стал преобладающим.

Поименное голосование в сенате имеет место по требова­нию 15 сенаторов, а в палате депутатов проведение поимен­ного голосования может потребовать председатель группы или 15 депутатов на заседании палаты. Тайное голосование, причем путем опускания шаров, всегда проводится при из­брании органов палат. Поименное голосование, путем опро­са, всегда проводится при вотировании резолюций доверия или недоверия. Результаты поименного голосования приво­дятся в стенографических отчетах.

При наличии ошибок в проведении голосования пред­седатель может, самостоятельно оценив обстоятельства, не­медленно аннулировать результаты и назначить повтор­ное голосование. Это не может быть сделано после объяв­ления им результатов голосования при использовании одной из двух формул: “Палата одобряет” или “Палата от­клоняет”.

Задача по поддержанию порядка в заседании лежит на председателе палаты. Он обладает дисциплинарной вла­стью и может применить следующие санкции: призвать к порядку депутата, мешающего прениям; удалить его из за­ла в случае нереагирования на предыдущие замечания ли­бо повторного в один и тот же день оскорбления депутатов (сенаторов) или членов правительства; запретить злостно­му нарушителю порядка принимать участие в заседаниях на срок от двух до пятнадцати (а при нарушении запрета срок удваивается) дней. Последняя санкция применяется только с согласия бюро. В случае неподчинения распоря­жениям председателя он может дать указание о примене­нии силы. Указание выполняют квесторы при помощи де­журного персонала. При невозможности прервать беспоряд­ки в зале председатель оставляет кресло, после чего заседание считается приостановленным. Если беспорядки продолжаются и носят злостный характер, председатель вправе призвать полицию, которая иначе как по распоря­жению председателя и после приостановления заседания входить в зал не может.

Если в ходе заседания против депутата (сенатора) вы­двигаются обвинения, порочащие его честь, он вправе по­требовать у председателя назначения комиссии для выяс­нения обоснованности обвинений. Председатель назначает членов комиссии для выяснения обоснованности обвине­ний, и устанавливает ей срок для представления заключе­ния, которое заслушивается в палате без обсуждения и го­лосования.

Назад       Главная       Вперёд