Также несомненно большую роль в
современной правовой системе играет
конгресс США - высший представительный и
законодательный орган. Состоит из двух
палат - палаты представителей и сената.
Общая характеристика принципа
разделения властей
В основу формирования правовой
системы положен
принцип разделения властей. Согласно этому
принципу, законодательная власть
принадлежит конгрессу, исполнительная -
президенту, судебная - Верховному и нижестоящим
федеральным судам.
По конституции, все три ветви
власти формируются различным образом.
Конгресс избирается непосредственно населением,
президент - коллегией выборщиков, Верховный
суд - совместно президентом и сенатом.
Различны сроки их полномочий.
Представители избираются на два, сенаторы -
на шесть, президент - на четыре года;
федеральные судьи пребывают в должности
пожизненно. По логике Конституции,
подобный порядок формирования должен был
закрепить независимое положение каждой из
трех ветвей власти и утвердить за ними в
определенных и жестко очерченных рамках
соответствующую функциональную
компетенцию. Однако развитие пошло по
другому пути. В самой Конституции были
заложены нормы, трансформирующие традиционную
схему разделения властей. В дальнейшем они
были наполнены новым содержанием,
изменившим ту модель, которая
представлялась “отцам-основателям”. Это
касается как сфер деятельности, так и форм
взаимоотношений трех ветвей
власти.
Собственно, в настоящее время не
может идти речь о каком-либо абсолютном
разделении властей либо о четком разделении
их компетенции. Конгресс утратил
исключительное право законодательствовать.
За президентом и многими ведомствами
закреплено право на принятие
нормотворческих актов. Оно выводится либо
из “присущих” президенту полномочий,
либо делегируется самим конгрессом.
По сути законотворческой
является и деятельность судебной власти. В
правовую систему конституционные и
законодательные нормы преимущественно
входят в виде прецедентов - судебных
решений, в которых дано толкование конституционных
и законодательных норм и которым суды должны
следовать при разрешении сходных дел.
Не остается неприкосновенной и
сфера функциональной деятельности
исполнительной власти. Так, например, суды
имеют право издавать приказы, обязывающие
административные органы выполнить либо
воздержаться от выполнения тех или иных
действий. В свою очередь, конгресс, принимая
резолюции или частные билли (см. ниже),
осуществляет в некоторой степени функции
управления и распоряжения в отношении как
подчиненных, так и не подчиненных ему органов
и лиц.
Подобное переплетение функций
служит цели более полного приспособления
механизма правительственной власти к
задачам и требованиям, которые поставлены
развитием общества.
Функционирование системы
разделения властей дополняется и во
многом определяется действием системы “сдержек
и противовесов”, особых конституционных
методов и форм, позволяющих нейтрализовать
либо сдержать действия какой-либо из
ветвей власти. В руках конгресса наиболее
эффективным средством воздействия была “власть
кошелька”. Президенту, в свою очередь, было
предоставлено право вето, которое конгресс
мог преодолеть лишь квалифицированным
большинством голосов .
Наконец, Верховный суд США был наделен
правом конституционного надзора.
Материальной основой его служило
нормативное, в виде прецедентов, толкование
Конституции США, а средством практической
реализации - право отказа в применении тех
законодательных норм (и федерации, и штатов),
которые противоречили Конституции США,
так, как она представлялась суду.
Организационные формы работы
конгресса
Сессионная форма работы
конгресса, Первая сессия
конгресса начинается 3 января следующего
после выборов года. В дальнейшем ход сессии
определяется самим конгрессом, но с той
существенной оговоркой, что во время ее
проведения ни одна из палат не может без
согласия другой отложить свои заседания
более чем на трехдневный срок либо
проводить их в ином месте, чем то, где
заседают обе палаты (Конст., ст. 1, разд. 5). При
чрезвычайном положении право созыва обеих
палат или одной из них принадлежит
президенту США (Конст., ст. II, разд. 3).
Прерывается сессия принятием
решения о переносе заседаний на
определенный срок либо на неопределенное
время. Последнее решение фактически
означает окончание сессии, является
объявлением парламентских каникул.
Заседания палат проводятся
открыто, но допускается проведение
закрытых заседаний. Так, например, в сенате
заседания проводятся “за закрытыми
дверями” по решению большинства палаты,
если предложение об этом внесено сенатором
и поддержано по крайней мере еще одним
членом палаты. Заседания палат считаются
правомочными при наличии кворума, который
составляет большинство членов палаты (Конст.,
ст. 1, разд. 5). При отсутствии кворума палаты
могут принудительно обеспечить явку
отсутствующих членов, отдав
соответствующие распоряжения приставам
палат.
В залах палат оборудованы
специальные галереи - отдельно для публики
и для представителей прессы. Прямая
трансляция из залов палат осуществляется
по каналам кабельного телевидения Си-Спэн
и Си-Спэн-2. Общий объем вещания около 2 тыс.
часов в год.
Сессия палат складывается из
законодательных дней со строго
установленным порядком их проведения.
Согласно Постоянным правилам сената,
каждодневный порядок работы палаты
состоит из следующих стадий. Заседание открывает
молитва капеллана сената. Вслед за этим
председательствующий занимает свое место
и при условии наличия кворума приступает к
чтению и исправлению неточностей в записях
журнала за прошедший законодательный день.
По завершении указанной процедуры сенат
приступает к следующей стадии - “утренним
вопросам”, которые включают рассмотрение
посланий президента, докладов и сообщений
глав департаментов (министерств)
и иных сообщений сенату, а также тех
законопроектов, резолюций и иных
материалов, которые остались нерассмотренными
“на столе председателя” с предыдущего дня.
Завершает стадию “утренних вопросов”
внесение следующих документов: петиций и
прошений, докладов постоянных комитетов,
законопроектов, совместных резолюций и
иных резолюций сената. Право представить их
сенату в указанной выше очередности
принадлежит только сенаторам. Вслед за этим,
после полудня, сенат переходит к последней
стадии -
рассмотрению повестки дня по “Календарю
законопроектов и резолюций” или по “Календарю
вопросов, представленных в сенат на
утверждение исполнительной властью”.
Распорядок дня палаты представителей имеет
в целом малозначительные отличия. Так,
например, палатой установлены особые дни
заседаний для обсуждения частных биллей и
законопроектов по вопросам о Федеральном
округе Колумбия. Палата представителей
имеет четыре календаря. “Союзный
календарь” включает публичные билли, прямо
или косвенно связанные с ассигнованиями.
Они обладают привилегией быть
поставленными на обсуждение практически в
любое время заседаний палаты. “Календарь
палаты” содержит публичные билли, не
связанные с ассигнованиями. В “Частный
календарь” заносятся частные билли. “Календарь
согласия” включает малозначительные и не
вызывающие каких-либо возражений законопроекты.
Обсуждение их проходит по упрощенной
процедуре.
Формально законопроекты,
резолюции и иные документы подлежат
рассмотрению в той очередности, в которой
они были внесены в календарь. Однако на
практике она корректируется правилами “Порядка
предпочтительности”. Установленные на
основе обычаев, прецедентов и некоторых положений
регламентов, они позволяют руководству
палат проводить необходимые и снимать с
повестки неугодные законопроекты.
Громоздкий порядок ведения дел
предопределил особые формы его упрощения.
Например, в сенате используется механизм
продления заседания на последующие
календарные дни. Тем самым законодательный
день растягивается на несколько дней, что
позволяет сенату, в нарушение правил,
продолжить рассмотрение незаконченных дел.
В этих же целях в палате представителей,
как, впрочем, и в сенате, применяется, с
согласия двух третей депутатов, процедура
приостановки действия правил. Она
позволяет избежать потери времени на
обсуждение малозначительных вопросов и
упростить порядок рассмотрения дел.
Многие процедурные правила просто
обходятся по “единодушному согласию”
сенаторов и членов палаты представителей.
Дебаты регламентируются
правилами палат следующим образом. В сенате
сенатор, желающий выступить, должен встать
и обратиться к председательствующему за
разрешением. Председатель предоставляет
слово тому из сенаторов, кто первым
обратился к нему. В ходе дебатов без разрешения
сената никто не вправе выступать в течение
календарного дня более двух раз. Правила
сената фактически не ограничивают
продолжительность дебатов. Не требуют они и
того, чтобы выступления касались только
обсуждаемого вопроса. Выступающий может
говорить на любую тему, читать любой текст -
из Библии, газет, журналов. Сенатор не может
быть лишен слова, если им не нарушен
регламент. Прервать ход дебатов может
решение о прекращении дебатов. Но процедура
принятия его достаточно сложна. Петиция о
прекращении дебатов должна быть подписана
не менее чем 16 сенаторами. На голосование
она ставится через один календарный день.
Для принятия решения необходимо согласие
по крайней мере трех пятых присутствующих
сенаторов (при полном составе - 60 из 100
сенаторов). Если предложение не принято,
время дебатов остается неограниченным.
Вопрос, продолжая оставаться в календаре,
отодвигается обсуждением других дел. Если
же решение о прекращении дебатов вступило
в силу, каждое выступление по обсуждаемому
вопросу ограничивается одним часом. Время
дебатов распределяется поровну между
партиями большинства и меньшинства в
палате. По истечении 100 часов обсуждения
вопрос ставится на голосование.
В отличие от сената в палате
представителей выступающие в дебатах не
могут отклоняться от обсуждаемого вопроса.
Продолжительность их выступлений не должна
превышать одного часа по основному
вопросу, при обсуждении поправок - 5 минут.
Время дебатов распределяется поровну между
партиями большинства и меньшинства в
палате. Дебаты прерываются, если палатой
принято решение о переходе к голосованию.
Прохождение законопроектов и
резолюций завершается принятием решений по
существу. Решения принимаются простым
большинством голосов, но в отдельных
случаях, предусмотренных Конституцией или
правилами палат, необходимо
квалифицированное большинство в две трети
или три пятых голосов депутатов. В
конгрессе применяются пять способов
голосования. При голосовании голосом результаты
определяются председательствующим по силе
выкриков членов палаты. При голосовании
разделением члены палаты поднимаются с
мест и пересчитываются, соответственно,
секретарем сената или клерком палаты
представителей. При голосовании счетчиками
депутаты проходят между счетчиками,
назначенными из членов палаты, и
пересчитываются. Особые требования
установлены в отношении голосования
посредством поименной переклички.
Проводится оно в случаях, предусмотренных
Конституцией или регламентом, а также по
требованию 1/5 присутствующих членов палаты.
Голоса, поданные за (“да”) или против (“нет”),
заносятся в журнал палаты. Нередко
поименное голосование проводится
посредством электронной системы подсчета
голосов. Тайное голосование (бюллетенями)
проводится только в случае избрания президента
в порядке экстраординарной процедуры, при
выборах лидеров партийными фракциями и при
выборах председателей постоянных
комитетов палат.
Комитетская форма работы
конгресса. Порядок деятельности
постоянных комитетов палат регламентируется
правилами сената и палаты представителей, а
также правилами самих комитетов.
Постоянные комитеты палат
проводят заседания не реже одного раза в
месяц. Внеочередные заседания могут быть созваны
либо председателем комитета, либо - в случае
его возражений - в порядке особой процедуры.
Так, например, в сенате требование о
проведении заседания может быть выдвинуто
по крайней мере тремя членами комитета.
Если в течение трех дней председатель не
примет решения о проведении заседания в
оставшиеся семь дней со дня подачи заявления,
сенаторы составляют извещение с указанием
цели, дня и часа его проведения. В том случае,
если под ним будут собраны подписи
большинства членов комитета, заседание
проводится в указанное в извещении время.
Заседания комитета правомочны
при наличии кворума, который, по общему
правилу, составляют одна треть членов
комитета.
Вопросы, поступившие в комитет,
проходят три этапа. На первом комитет
рассматривает их предварительно, устанавливая
степень важности и в связи с этим порядок их
рассмотрения. Затем, нередко после доклада
подкомитета, следует рассмотрение дела по
существу, в ходе которого проводятся
слушания. Вызванные по повестке свидетели и
лица, предлагающие свои экспертные оценки,
дают показания. Комитет просматривает
документацию, аудио- и видеозаписи,
имеющие отношение к обсуждаемому вопросу. В
обеих палатах есть передвижные
видеосистемы, телемониторы, которые могут
быть установлены по первому требованию.
Как правило, слушания проводятся
открыто. Нередко транслируются по
телевидению. В случаях, особо предусмотренных
регламентами палат, слушания проводятся “за
закрытыми дверями”. Так, например, в
сенате закрытые заседания комитетов
проводятся при необходимости сохранения в
тайне информации, относящейся к
государственной безопасности; сведений,
которые могут нанести ущерб чести и
достоинству лиц; данных, составляющих
коммерческую тайну и т.д. Последняя стадия
- обсуждение, принятие решения по существу и
утверждение доклада комитета по обсуждаемому
вопросу.
В текст доклада комитета
включаются мнения меньшинства, а также
особые мнения членов комитета. Помимо рекомендации
о принятии или отклонении проекта доклад
должен содержать оценку возможных
бюджетных расходов, общего числа
попадающих под его действие предприятий и
лиц, экономического его влияния и
воздействия на неприкосновенность личной
жизни ( “прайвеси”).
Законодательный процесс
Процесс внесения законопроектов
довольно прост. В палате представителей
текст законопроекта опускается в специальный
ящичек - “хоппер”, который стоит на столе у
клерка палаты. В сенате, с разрешения
председателя палаты, эта процедура во
время “утреннего заседания” сопровождается
краткой речью сенатора. Не предлагая
проекта закона по существу, сенаторы и
конгрессмены могут ограничиться
внесением в палату петиции о рассмотрении
соответствующего законодательства. В этом
случае разработка законопроекта
поручается постоянному комитету либо свои
услуги предоставляют всевозможные
лоббистские организации, заинтересованные
в том или ином решении вопроса.
После официального внесения
проекта он распечатывается на специальном
типографском бланке, в котором указываются
порядковый номер и краткое наименование
законопроекта, а также члены палаты,
которые представили и поддержали проект (в
палате представителей их должно быть не
более 25 человек). Текст печатается на листах,
каждая строчка которых имеет порядковый
номер. Сделано это для того, чтобы облегчить
процесс обсуждения и внесения в проект
поправок. Тексты законопроектов хранятся в
комнатах хранения документации. Информация
о них публикуется в официальном вестнике
конгресса - “Конгрешнл рекорд”.
Все законопроекты должны пройти
три чтения. Проводятся они в различные дни,
если только иной порядок не определен
палатой единогласно. При первом чтении, как
правило, зачитывается только название
проекта и решается вопрос об отсылке его в
комитет. Постоянный комитет при необходимости
направляет проект в подкомитет, определяя
дальнейший порядок его рассмотрения. На
этой стадии судьба проекта - всецело в руках
комитета, так как палаты редко используют
право вернуть законопроект обратно в
палату.
Законопроект докладывается
палате председателем либо, по его
поручению, членом комитета от большинства.
Палата включает законопроект в
соответствующий календарь, но при
необходимости может рассмотреть его незамедлительно.
Перед обсуждением в палате
проект зачитывается полностью (второе
чтение). Во время обсуждения (дебатов) депутатам
предоставлено право предлагать к
законопроекту поправки.
Правила палат содержат отдельные
требования, ограничивающие внесение
поправок, как “торпедирующих” законопроекты,
так и неоправданно задерживающих по времени
их рассмотрение. Так, например, в регламенте
сената установлен запрет на внесение
поправок, противоречащих законопроекту в
целом. Право внести поправки в обеих
палатах может быть предоставлено только
членам тех комитетов, которые обладают
предметной компетенцией по законопроекту.
Поправка, по требованию
председателя или члена палаты, должна быть
представлена в письменном виде. В случае,
если она включает несколько вопросов, ее
обсуждение может проводиться раздельно по
включенным в нее вопросам.
Поправки включаются в текст
проекта в случае одобрения их
большинством голосов присутствующих
членов палаты. До голосования депутат,
предложивший поправку, может ее отозвать.
Когда законопроект назначается к
третьему чтению, внесение поправок в текст
его не допускается, если только иное палата
не установит единогласно. До голосования по
законопроекту в целом он может быть вновь
отослан в постоянный комитет, который, как и
при первом его рассмотрении, не вправе
вносить в его текст поправки (он может
только их предложить). После отпечатания и
третьего чтения законопроект ставится на
голосование.
Рассмотренный порядок
прохождения через палату законопроектов
соблюдается далеко не всегда. В целях его
ускорения палаты нередко, в нарушение общих
правил, ограничивают чтения прочтением
только названий законопроектов, упрощают
процедуры обсуждения, внесения поправок и
голосования. Подобное, как правило,
происходит в конце сессии конгресса, когда
за один, два дня конгресс принимает десятки
законопроектов, ставя их на голосования
без какой бы то ни было повестки по мере их
поступления из комитетов.
Законопроект, одобренный одной
палатой, направляется на рассмотрением
другую палату, где проходит те же стадии
рассмотрения и обсуждения. Если в его текст
не внесены поправки, то после подписания
председателями палат (первым подписывает
спикер) он передается президенту. Если поправки
в него внесены, то палата, представившая
законопроект, может либо согласиться с
ними, либо, отклонив их, обратиться к
другой палате с предложением созвать
согласительный комитет. Решение комитета
докладывается вначале той палате, которая
внесла поправки в проект. Принятый в
идентичной форме законопроект после его
подписания направляется президенту.
Президент может отклонить
представленные ему на подпись
законопроекты, отсылая их со своими
возражениями в ту из палат, которая
выдвинула законопроект (право вето). Для
преодоления вето каждая палата (вначале та,
в которую возвращен законопроект) должна
принять его повторно большинством в две
трети голосов. Голосование в этом случае
проводится поименно с занесением в журнал
палаты данных о том, как голосовали
законодатели. В случае успешного
результата голосования законопроект
вступает в силу без подписи президента.
Вступает он в силу также тогда, когда
президент не даст своего заключения в
течение 10, не считая воскресных, дней, если
только в это время конгресс не прервет свою
сессию. В последнем случае законопроект
отвергается фактически и не подлежит
пересмотру в указанном выше
порядке.
Законы вступают в силу с момента
подписания президентом либо преодоления
его вето, если только в самом тексте закона
не установлен иной срок вступления в силу.
Непосредственно после
вступления в силу законы публикуются в
серии “Паблик ло” и имеют соответствующее
цифровое обозначение. В первой его части
отмечается порядковый номер конгресса (в
настоящее время 102-й конгресс). Во второй -
порядковый номер самого статута или
резолюции.
В конце года все акты конгресса
сводятся воедино и публикуются в
хронологическом порядке их принятия в “Полном
собрании статутов Соединенных Штатов”.
Помимо указанных двух
официальных изданий законодательство
конгресса публикуется в “Своде законов
Соединенных штатов”, в котором
законодательные нормы (а не сами законы)
сводятся по предметам их регулирования.
Инкорпорация законодательных норм
осуществляется по 50 титулам (разделам)
Свода, которые, в свою очередь, делятся на
главы и параграфы.
Структурно Свод представлен
следующим образом: 1. Общие положения. 2.
Конгресс. 3. Президент. 4. Флаг и печать, место
нахождения правительства и штаты. 5. Правительственные
органы и государственные служащие. 6.
Официально признанные и не признанные (незаконные)
ценные бумаги. 7. Сельское хозяйство. 8. Иностранцы
и гражданство. 9. Арбитраж. 10. Вооруженные
силы. II. Банкротство. 12. Банки и банковское
дело. 13. Перепись. 14. Береговая охрана. 15.
Коммерческие отношения и торговля. 16.
Консервация объектов природы. 17. Авторское
право. 18. Преступления и уголовный процесс.
19. Таможенные пошлины. 20. Образование. 21. Продукты
питания и медикаменты. 22. Международные
отношения и связи. 23. Шоссейные дороги. 24.
Больницы, приюты и места погребения. 25.
Индейцы. 26. Налоговый кодекс. 27. Спиртные
напитки. 28. Судебная власть и гражданский
процесс. 29. Труд. 30. Земли, полезные ископаемые
и добыча полезных ископаемых. 31. Денежное
обращение и финансы. 32. Национальная
гвардия. 33. Навигация и судоходные воды. 34.
Флот. 35. Патенты. 36. Патриотические общества
и правила,
применяемые в них. 37. Жалованье и денежные
выплаты в вооруженных силах и ряде иных
служб. 38. Пенсии и льготы ветеранам. 39.
Почтовая служба. 40. Государственные здания,
имущество и общественные работы. 41.
Государственные контракты. 42.
Здравоохранение и благосостояние. 43. Государственные
земли. 44. Государственное печатание и документы.
45. Железные дороги. 46. Судоходство. 47. Телеграф,
телефон и радиотелеграф. 48. Территории и
основные владения. 49. Транспорт. 50. Война и
национальная оборона.
Инкорпорации не подвергнуты
Конституция США и ряд предшествовавших ей
актов - Декларация независимости 1776 г.,
Статьи Конфедерации 1781 г. и Акт о Северо-западных
территориях 1787 г. Но они публикуются в Своде
в разделе “Органические законы США”.
В целом, а это признают и сами
американцы, подобная структура Свода
законов не в полной мере соответствует современному
развитию американского права. Но наличие подобной
систематизации при всех ее несовершенствах
вместе с тем имеет достоинства. Прежде
всего - это удобство и доступность
обращения с законодательным материалом.
Важно также то, то она позволяет выявлять
противоречия и пробелы в законодательном
регулировании и немедленно их устранять.
Переиздается Свод законов раз в
шесть лет. Последнее издание было в 1989 г.
Ежегодно публикуются “Дополнения к Своду”,
в которых в тех же предметных рамках
фиксируются изменения, внесенные текущим
законодательством за год.
Вспомогательные органы
конгресса
Конгресс США имеет разветвленную
систему вспомогательных органов,
обеспечивающих реализацию контрольных
функций конгресса, а также научно-исследовательское
и справочно-информационное обслуживание
законодательной деятельности.
Генеральное отчетное управление
(ГОУ) образовано в 1921 г. Возглавляет его
генеральный контролер, назначаемый
президентом на 15-летний срок. В штате ГОУ -
более 5 тыс. человек, в основном
специалистов в области финансов,
экономики и права. В задачи управления
входит финансовый контроль за
деятельностью исполнительных органов
власти и осуществлением утвержденных
конгрессом программ. О результатах своих
расследований управление непосредственно
докладывает конгрессу. Помимо контрольных
функций ГОУ ведет исследовательские работы
по оценке эффективности предлагаемых
президентом и принимаемых конгрессом
программ.
Управление технологических
оценок (УТО) создано в 1972 г. Возглавляет
его совет, в который входят директор УТО,
шесть сенаторов и шесть членов палаты
представителей. В штате управления около
200 человек, но ежегодно по договорам к его
работе привлекаются более 2 тыс. экспертов.
В задачи УТО входит: оказание помощи
комитетам при разработке соответствующих
законопроектов и финансируемых из бюджета
программ, проведение долговременных научно-исследовательских
работ по различным направлениям науки и
техники.
Бюджетное управление конгресса
(БУК) создано в 1974 г. В штате управления
около 250 человек. В задачи БУК входит
разработка ежегодных докладов по бюджету
бюджетным комитетам палат. Оно
разрабатывает также 5-летние прогнозы
экономического воздействия
разрабатываемых конгрессом финансовых
биллей и резолюций. В начале каждого
финансового года представляет 5-летний
прогноз поступлений налогов в бюджет и
текущих расходов правительства. По
требованию бюджетных и иных комитетов
конгресса управление осуществляет
исследования и по другим вопросам
бюджетной политики. О роли управления
можно судить по следующему факту. При
разработке бюджета на 1983 финансовый год
президент счел необходимым в основу
бюджета положить расчеты, выполненные БУК,
а не представленные подчиненным ему аппаратом.
Научно-исследовательская служба
конгресса (НИСК) функционирует в рамках
Библиотеки конгресса с 1914 г. По поручению
членов конгресса и постоянных комитетов
палат проводит следующие виды работ:
аналитические справки, консультации,
заключения по законопроектам и переводы.
Помимо этого, НИСК оказывает содействие в
проведении слушаний в конгрессе, проводит
семинары для членов конгресса и
координирует программы научно-исследовательских
работ. Формируется она на непартийной
основе (без учета партийной принадлежности,
как, впрочем, и все иные вспомогательные
органы конгресса). В 1989 г. в НИСК было занято
896 человек, из них 860 - на полной ставке. Структурно
служба состоит из четырех подразделений:
аналитических исследований в области
политики; документации и законодательных
материалов; справочно-информационной
службы; административных служб. В 1987
финансовом году НИСК представил информацию
на 443 400 запросов членов и комитетов
конгресса.
В ряду вспомогательных органов
конгресса следует указать также Законодательный
совет и Совет по законодательному
пересмотру. В штате первого - 52, второго - 18
человек. В функции этих органов входит сбор,
анализ и обобщение информации по правовым
вопросам, разработка перспективных планов
законодательных работ, консультации,
разработка законопроектов и т.д.
В число вспомогательных органов
конгресса входят также Библиотека
конгресса и Библиотека права конгресса. Библиотека
конгресса создана в 1800 г. В настоящее время
она обладает крупнейшими библиотечными
фондами мира.
Крупнейшей в мире является и
Библиотека права конгресса. В ее фондах - 1
млн 900 тыс. единиц хранения. Библиотека
права обслуживает конгресс, Верховный суд
США, органы исполнительной власти. В 1987
финансовом году ее сотрудники подготовили
825 исследований, переводов и библиографических
справочников общим объемом
12825 страниц.
Представлена информация на 672165 запросов
членов и комитетов конгресса. В научно-исследовательской
работе Библиотека права конгресса
ориентируется в основном на изучение
зарубежного и международного права. В штате
- 102 человека.
В общей сложности численность
служащих, занятых непосредственно в
конгрессе либо в его вспомогательных органах,
превышает 30 тыс. человек. Размеры
выделяемых ассигнований на деятельность
конгресса в настоящее время достигли 2
млрд долл. в год.
|