В организации учебно-воспитательного
процесса нельзя пройти мимо такого мощного
педагогического фактора, как характер воспитателя,
свойства и качества его личности. У одного
педагога слишком твердый характер и
крепкая воля, большая общественная
активность. Он стремится все сделать сам,
подавляет спонтанность детей, оставляет
их непричастными и равнодушными зрителями.
У другого - мягкий, он не способен
потребовать от учащихся элементарного
порядка. Плохое знание педагогики и психологии,
нежелание преодолеть себя, формировать
свой характер в соответствии с
педагогическими требованиями дают простор
непосредственному проявлению натуры:
вспыльчивости, жесткости или
бесхарактерности, нетребовательности.
Педагогика определяет
оптимальную форму проявления и развития
дисциплины и демократии в воспитании,
которые реализуются специально подготовленной
и обладающей педагогическим авторитетом
личностью. Дети добровольно идут за тем
воспитателем, которого они уважают. В
любом другом случае педагогические
отношения держатся на сугубо формальных
основаниях, внешних требованиях, утрачивают
свой позитивный воспитательный смысл и
оказывают негативное влияние.
Понятие «авторитет» буквально
означает общепризнанное значение
человека, его влияние на людей, поддержку
его идей и деятельности общественным
мнением, проявление уважения, доверия к
нему, даже веры в него: в его ум, волю,
нравственность, способность сотворить
благо, отдать все силы общему делу. Сущность,
специфические особенности и функции
собственно педагогического авторитета
обусловлены тем, что десятки и сотни
ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь
просвечивают и выявляют нравственное
состояние личности педагога. У настоящего
воспитателя нет другого морального выбора
кроме чистоты, искренности, открытости и
прямоты. В противном случае учитель
неизбежно утрачивает свое влияние на детей
и право быть их воспитателем. Суть
педагогического авторитета в постоянном
развитии педагогом в себе гражданской,
творческой, человеческой личности,
подлинной духовности и интеллигентности.
Ребенок авансирует воспитателю свое
уважение, доверие, расположение, исходя из
естественного предположения о высоком
качестве его личности, и это доверие
необходимо оправдать.
Аванс доверия возмещается прежде
всего высокой нравственностью. В
современных условиях, видя вокруг себя
безнравственность в различных слоях
общества, даже в собственной семье и школе,
впитывая витающую в воздухе мещанскую
мораль, одни ребята научились третировать и
даже презирать простые нормы
общечеловеческой нравственности, другие
овладели искусством общественного
лицемерия и обмана. Образовался острый
дефицит нравственности в детской и
молодежной среде. В этой экстремальной
ситуации нравственное
самосовершенствование, высокая требовательность
педагога к самому себе - главный путь
укрепления самоуважения. Рано или поздно
нравственная принципиальность,
определенность и настойчивость педагога
возобладают в сознании детей и дадут ему
безусловное педагогическое преимущество,
право предъявления нравственных
требований к своим воспитанникам.
Другим важным условием личности
педагога является духовность воспитателя,
его глубокая гражданская убежденность,
способность открыто обсуждать с детьми
самые острые проблемы общественной жизни,
убеждать их, мужественно признавать свои
ошибки и промахи.
В современных условиях в целях
завоевания педагогического авторитета у
детей воспитателю необходимо сделать выбор,
занять общественную позицию: в отношении
истории нашего общества; политических
процессов, происходящих в нем; процессов
межнациональных взаимодействий; прав
человека; возрождения церкви и других. На
убеждения детей можно повлиять только
убежденностью, принципиальностью. И пусть
некоторые ребята будут не согласны с
классным руководителем. Но уважаемый
детьми воспитатель, смело и честно, без
давления и запугивания, открыто вступающий
с воспитанниками в диалог, дискуссию, спор,
всегда заставит их задуматься над
обсуждаемой проблемой, будет иметь
возможность оказать идейное влияние.
Авторитет нравственности и
духовно-ценностной культуры педагога
необходимо дополняется авторитетом
интеллектуальной развитости,
независимости суждений и образованности.
Сегодня неизмеримо возрос поток
разнообразной информации в различных
областях жизни. Значительная ее часть
приходит в острое противоречие со
сложившимися стереотипами и штампами в
сознании и мышлении. Это ставит воспитателя,
духовного наставника детей и юношества в
очень сложное положение. Чтобы глубоко
понять духовный мир молодого поколения,
быть властителем дум, нужно преодолевать в
самом себе противоречия между сложившимися
канонизированными взглядами на культуру,
способами ее освоения ребенком и реальной,
порой не укладывающейся ни в какие рамки,
социокультурной ситуацией. Лучшим
средством налаживания воспитательного
взаимодействия, укрепления авторитета педагога,
будет в этом случае его терпимость,
отсутствие категоричности в оценках и
давления на психику. Вовлеченность ребенка
в диалог заставит размышлять, сомневаться,
обратиться к источникам информации,
произведениям литературы и искусства,
духовно развиваться в направлении
самостоятельного и критического
отношения к культуре. По мере созревания
детей, их духовного богатства во взглядах
и убеждениях воспитателя и воспитанника
будет образовываться все больше общих
оценок и суждений. Оставшиеся разногласия
также сыграют свою воспитательную позитивную
укрепляющую авторитет педагога роль. Ведь
суть воспитания не в том, чтобы непременно
добиться единомыслия, вбить в сознание
детей официальные догмы и стереотипные
представления. Она в том, чтобы ребенок
проявил самостоятельность мысли,
стремление докопаться до истины,
выработать в себе независимость суждений,
самостоятельность собственной личности.
Диалог воспитателя с детьми по вопросам
культуры, в котором господствует только
одна сила - сила мысли, знания, аргументации,
делает авторитет воспитателя естественным
и прочным.
Эффективная организация
педагогического процесса воспитателем
невозможна без авторитета человеческой
притягательности, без доброжелательности и
взаимной, педагога и детей, симпатии.
Нравственно-эстетическое взаимопритяжение
есть самая благоприятная и эффективная
атмосфера педагогического взаимодействия.
Эффект человеческой притягательности
возникает в учителе не только благодаря его
эрудиции и интеллектуальной развитости. Он
образуется как следствие таланта
человеческого интереса, любви учителя к
другому человеку. Это талант уважения
личности ребенка, сочувствия к его
проблемам и переживаниям, требовательной
помощи ему в развитии духовности,
интеллигентности, достоинства и
самоуважения. Истинная педагогическая
любовь есть глубоко предчувственная
ответственность за жизнь и будущее детей,
твердая решимость вести их к добру,
гражданскому и личному счастью через
преодоление самих себя и внешних
препятствий. Только любящий педагог,
истинный воспитатель отдает все силы тому,
чтобы организовать творческую трудовую
жизнь детей, научить их целеустремленности,
дисциплинированности, требовательности к
себе. Он учит их дружбе, доброте, пониманию
красоты мужественного труда души и тела.
Он испытывает радость и нравственно-эстетическое
удовлетворение от общения с детьми,
переживает мгновения счастья, видя
трудовые успехи своих воспитанников.
Таким образом, высокая
нравственность, духовная цельность и
убежденяость, эрудиция и интеллектуальная
развитость, человеческая
притягательность являются важнейшими
условиями формирования педагогического
авторитета воспитателя, классного руководителя.
|