Ислам во времена Халифата
представлял собой пестрое соединение
разных течений и сект (сунниты, шииты,
хариджиты и др.); даже «правоверный» (суннитский)
ислам имел несколько богословских школ,
расходившихся между собой в обрядах и
правовых вопросах. В исламе получил
распространение суфизм - мистическое
течение, испытавшее на себе известное
влияние христианского аскетизма и
неоплатонизма. Его последователи учили, что
путем самоотречения, созерцания,
аскетических подвигов и отказа от «благ
мира сего» человек может добиться
непосредственного общения и даже слияния с
Богом. Суфизм вызвал к жизни общины
мусульманскях аскетов (по-арабски - факиров,
по-персидски - дервишей), которые позднее,
особенно между Х и XV вв., в большом числе
появились в мусульманских странах и играли
роль, до известной степени подобную роли
монахов в христианских странах.
В VIII в. Мамун объявил
государственной религией учение
мусульманских богословов-рационалистов -
мутазилитов («отделившихся»). В этом учении
выделялись четыре главных пункта:
отрицание свойственного раннему исламу
антропоморфизма (представления Бога в
человеческом образе) - Бог не подобен своим
творениям и непознаваем для них; Коран не
вечен, а сотворен; человеческая воля
свободна и не зависит от «предопределения»
Бога; халиф, он же имам, обязан «утверждать
веру» не только «языком и рукой» (проповедью
и писаниями), но и мечом, т. е. должен
преследовать всех еретиков.
Позднее, при халифе Мутаваккиле
(847-861 гг.), официальным вероисповеданием
снова стал суннизм. В Х в. произошло
отделение суннитского богословия от
законоведения (права). Создалась система «нового
правоверного богословия» (калам).
Последователи калама опирались не только
на авторитет «Священного писания», но и на
положения античных философов, в первую
очередь Аристотеля. Основоположником
калама был богослов Ашари (X в.), а полное
развитие это учение получило уже на рубеже
XI и XII вв. в сочинениях имама Мухаммеда
Газали, перса. Газали сблизил каламе
суфизмом, к которому ранние мусульманские
богословы относились неодобрительно.
Оформилось духовенство, сословие
богословов и законоведов. В исламе большую
роль стал играть культ многочисленных «святых»
и их гробниц. Дервишские обители получили
обширные земельные владения. Начиная со
второй половины IX в. правоверный ислам
становится все более нетерпимым по
отношению к христианам, иудеям и особенно к
мусульманским «еретикам», а также
представителям светской науки и философии.
|