On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

6. Ислам как религия нового общественного строя

Ислам во времена Халифата представлял собой пестрое соединение разных течений и сект (сунниты, шииты, хариджиты и др.); даже «правоверный» (суннитский) ислам имел несколько богословских школ, расходившихся между собой в обрядах и правовых вопросах. В исламе получил распространение суфизм - мистическое течение, испытавшее на себе известное влияние христианского аскетизма и неоплатонизма. Его последователи учили, что путем самоотречения, созерцания, аскетических подвигов и отказа от «благ мира сего» человек может добиться непосредственного общения и даже слияния с Богом. Суфизм вызвал к жизни общины мусульманскях аскетов (по-арабски - факиров, по-персидски - дервишей), которые позднее, особенно между Х и XV вв., в большом числе появились в мусульманских странах и играли роль, до известной степени подобную роли монахов в христианских странах.

В VIII в. Мамун объявил государственной религией учение мусульманских богословов-рационалистов - мутазилитов («отделившихся»). В этом учении выделялись четыре главных пункта: отрицание свойственного раннему исламу антропоморфизма (представления Бога в человеческом образе) - Бог не подобен своим творениям и непознаваем для них; Коран не вечен, а сотворен; человеческая воля свободна и не зависит от «предопределения» Бога; халиф, он же имам, обязан «утверждать веру» не только «языком и рукой» (проповедью и писаниями), но и мечом, т. е. должен преследовать всех еретиков.

Позднее, при халифе Мутаваккиле (847-861 гг.), официальным вероисповеданием снова стал суннизм. В Х в. произошло отделение суннитского богословия от законоведения (права). Создалась система «нового правоверного богословия» (калам). Последователи калама опирались не только на авторитет «Священного писания», но и на положения античных философов, в первую очередь Аристотеля. Основоположником калама был богослов Ашари (X в.), а полное развитие это учение получило уже на рубеже XI и XII вв. в сочинениях имама Мухаммеда Газали, перса. Газали сблизил каламе суфизмом, к которому ранние мусульманские богословы относились неодобрительно. Оформилось духовенство, сословие богословов и законоведов. В исламе большую роль стал играть культ многочисленных «святых» и их гробниц. Дервишские обители получили обширные земельные владения. Начиная со второй половины IX в. правоверный ислам становится все более нетерпимым по отношению к христианам, иудеям и особенно к мусульманским «еретикам», а также представителям светской науки и философии.

Назад       Главная       Вперёд