On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

4. Коммуникативность туристических фирм

Рост значения коммуникативности туристического бизнеса в России прослеживается по следующим признакам. В России стагнация спроса на высоком уровне и концентрационные процессы в индустрии туризма обусловливают тот факт, что и в туризме маркетинговым исследованиям, маркетинговой стратегии и планированию уделяется все большее значение. Также в России такие перспективы возможны в ближайшем будущем скорее всего в тех географических сегментах рынка, которые являются более развитыми (например, в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде).

В 50-е годы рынок был готов к поглощению предлагаемой продукции, сбыт не представлял особых проблем. Абсолютный перевес спроса над предложением. Туроператоры предлагали в основном пакеты услуг по туру, превалировал внутренний туризм, хотя появились и туры за рубеж..

60-е гг. - время предприятия, "ориентированного на финансирование и организационную реструктуризацию". Утверждение массового (конвейерного) производства и сбыта. Для производства "на конвейере" необходимого числа туров понадобился капитал и организационные структуры. Начало возникновения туристских концернов, фазы концентрационных процессов, которые идут до сих пор.

Начало - середина 70-х гг. - время предприятия, "ориентированного на рынок". Переход от рынка производителей к рынку потребителей. Перевес предложения. Начало ориентации предприятий на рынок - активизация значимости маркетинга. Усиление конкуренции между туроператорами, авиалиниями. На начальном этапе (до середины 70-х гг.) рыночная ориентация сводилась к тому, что рынок обрабатывался регулярно с помощью инструментов, стимулирующих сбыт (реклама и мероприятия по сбыту). Предоставление услуг и производство товаров осуществляются по традиционным схемам - "что производишь - то и продавай". Затем с конца 70 гг. - начала 80 гг. распространяется убеждение, что ориентация на рынок должна начинаться уже с момента создания нового продукта, что решающим для успеха на рынке является распознавание желаний потребителя и реализация их в продуктах и услугах. Только с этого момента мероприятия по сбыту рассматриваются как одна из возможностей воздействия на рынок, но это лишь один из инструментов маркетинга.

Современный этап - время предприятия, "ориентированного на маркетинг". Все предприятие со всеми своими функциями должно быть адаптировано к потребностям рынка и управляться рынком. Это означает не слепое подстраивание к желаниям и потребностям клиента, но оказание на них активного и целенаправленного влияния. Кроме того, необходимо осознание, и это касается в первую очередь туристских предприятии, ответственности по отношению к социальной и экологической среде. Коммуникативность турбизнеса сегодня - это основная функция предприятия, стратегия и тактика его поведения на рынке. При этом целью коммуникативной ориентации является своевременное распознавание потребностей и требований рынка и создание собственной стратегии поведения на рынке с учетом требований общества и окружающей среды.

В целом, несмотря на огромное множество определений и концепций коммуникативной ориентации имеет смысл говорить о следующем основном концептуальном различии в его понимании: до середины 70-х гг., когда преобладал "рынок производителей", под маркетингом преимущественно понималась сбытовая концепция предприятия. Главное, как продать больше, а что продавать - все равно. Примерно так можно выразить суть этой концепции.

В 80-е и особенно в 90-е гг., с наступлением эры "рынка покупателей", речь идет прежде всего об интересах потребителей и общества в целом, выявлении новых потребностей и ориентации на них политики предприятия на рынке. Производитель турпродукта, предлагая его на рынке, вступает в правовые отношения с потребителями туруслуг и другими субъектами рынка, в результате чего участники правоотношения реализуют свои права и потребитель приобретает право на получение тех или иных услуг.

Коммуникативность турбизнеса проявляется в свойствах турпродукта. Свои специфические особенности имеют производители и потребители туристских услуг. Спрос на туруслуги отличается значительной эластичностью в зависимости от конъюнктуры, дохода, уровня образования, цены, рекламы и т.д. Оценка качества туруслуг достаточно субъективна: большое влияние на оценку потребителя оказывают внешние факторы или лица, не имеющие прямого отношения к пакету приобретенных услуг (например, местные жители, другие отдыхающие, члены тургруппы и т.д.). Туристический маркетинг адресован зачастую не только "конечным потребителям" - туристам, но и промежуточным инстанциям - турагентствам, государственным органам по регулированию туризма, общественным туристическим объединениям и т.д.

К особенностям производителей туруслуг можно отнести следующие: производители туруслуг - это значительное количество независимых и различных по профилю и специализации турпредприятий с соответственно различными целями (например, туроператор, турагентство, ресторан, гостиница, турбюро и т.д.). Здесь различают несколько уровней,, государственные органы и общественные организации, предприятия. Для каждого вида турпредприятия целесообразен свой специализированный маркетинг. Ввиду того, что туризм - сложная система, симбиоз экономики, политики, социологии, экологии и культуры, для достижения положительного маркетингового эффекта здесь более чем где-либо необходима тесная координация маркетинга различных организаций и предприятий, работающих в этой сфере. Концепция маркетинга имеет здесь больше чем где-либо целостный и всеобъемлющий характер.

Назад       Главная       Вперёд