On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

3. Система и полномочия арбитражных судов

В соответствии со ст. 127 Конституции Российской Федерации арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти. Их система определена Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 5 апреля 1995 г. и вступившего в действие с 1 июля 1995 г. В ст. 3 этого закона указано, что систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов:

арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Эта группа арбитражных судов для краткости именуется арбитражными судами субъектов Федерации.

Все без исключения арбитражные суды являются, как уже отмечалось, судами федеральными и входят в судебную систему Российской Федерации. Из этого следует, что судьи арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации, включая председателей и заместителей председателей этих судов, назначаются на свои должности в порядке, установленном федеральными законами, а не законами субъектов Федерации.

В связи с этим ст. 8 Федерального конституционного закона Российской Федерации «Об арбитражных судах в Российской Федерации» устанавливает, что Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначается на эту должность Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Заместители председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и другие судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Председатели, заместители председателей, судьи федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность в порядке, установленном федеральным законом.

Назначение на должность и прекращение полномочий судьи происходит с согласия соответствующей квалификационной коллегии.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в систему арбитражных судов Российской Федерации в качестве основного и первого звена системы включены: арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В качестве второго звена системы в нее входят федеральные арбитражные суды округов. Последним же (третьим) звеном является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством арбитражный суд субъекта Федерации имеет следующие полномочия:

- рассматривает по первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда;

- рассматривает в апелляционной инстанции повторно дела, прошедшие в этом суде рассмотрение по первой инстанции;

- пересматривает при необходимости по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

Судебные полномочия арбитражного суда субъекта Федерации реализуются непосредственно судебными коллегиями, если они созданы, или судебными составами (ст. 40, 41 Закона об арбитражных судах).

Коллегии могут создаваться в арбитражном суде субъекта Российской Федерации из числа судей этого суда. По представлению председателя этого суда, они утверждаются его Президиумом. Коллегию возглавляет заместитель председателя суда (ст. 40 Закона об арбитражных судах). Судебные составы образуются из числа судей, входящих в судебную коллегию, а если таковой нет - из числа судей этого суда. Судебные составы формирует председатель арбитражного суда субъекта Федерации. Возглавляет состав председатель, утвержденный президиумом этого арбитражного суда. Кроме него в состав входят два судьи. При определенных условиях дело может быть рассмотрено судьей единолично (ст. 14 АПК РФ).

В апелляционном порядке все арбитражные дела рассматриваются обязательно коллегиально при нечетном числе судей.

Федеральный закон Российской Федерации «О введении в действие арбитражного процессуального кодекса», принятый 5 апреля 1995г., установил возможность проведения трехлетнего эксперимента по рассмотрению дел с привлечением «арбитражных заседателей» при коллегиальном рассмотрении дел в первой инстанции. Арбитражными заседателями могут быть лица, обладающие специальными знаниями и опытом работы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации может обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемой им в любой инстанции; изучает и обобщает судебную практику; подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; анализирует судебную статистику.

На территории нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. В то же время судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов (ч. 2 ст. 34 Закона об арбитражных судах).

В ст. 24 Федерального конституционного закона Российской Федерации об арбитражных судах дан открытый перечень десяти конкретных окружных федеральных арбитражных судов. Каждый из них проверяет законность решений, принятых судами определенных субъектов Федерации, в кассационном порядке.

Статья 26 того же закона перечисляет полномочия федерального арбитражного суда округа. К ним относятся: проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Федерации в первой и апелляционной инстанциях; пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых и вступивших в законную силу судебных актов. В полномочия указанных арбитражных судов входит также: возможность обращения в Конституционный Суд; изучение и обобщение арбитражной судебной практики; подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных актов; анализ данных статистики.

Непосредственно судебную деятельность и остальные функции в окружном арбитражном суде осуществляют коллегии, порядок образования которых такой же, как и в арбитражных судах субъектов Федерации. Председатель суда в случае необходимости вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.

В судебных коллегиях арбитражного суда округа могут быть образованы судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию. Судебные составы формирует председатель федерального арбитражного суда округа, а возглавляет - председатель, утверждаемый президиумом федерального арбитражного суда округа.

Полномочия председателя и заместителей председателя федерального арбитражного суда округа регламентированы в ст. 32, 33, Закона об арбитражных судах.

Возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. К его компетенции как суда первой инстанции отнесены лишь две категории дел:

1) дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в случаях несоответствия их закону и нарушения прав и законных интересов организаций и граждан;

2) экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, а также споры между субъектами Федерации (ст. 10 Закона об арбитражных судах).

Кроме того, Высший Арбитражный Суд России рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации и пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

Как и остальные звенья системы арбитражных судов, Высший Арбитражный Суд вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с просьбами о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, примененных или подлежащих применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции. Он изучает и обобщает судебную практику и разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, ведет статистику. Как центр системы Высший Арбитражный Суд, кроме того: обращается в Конституционный Суд России с запросом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции страны законов, иных нормативных актов и договоров; дает разъяснения по вопросам судебной практики; имеет право законодательной инициативы по вопросам его ведения; организует статистический учет в арбитражных судах; осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Законом об арбитражных судах и другими федеральными законами.

В состав Высшего Арбитражного Суда РФ входят председатель, его заместители и судьи.

При осуществлении своих полномочий Высший Арбитражный Суд действует в составе своих структурных образований: Пленума, Президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правонарушений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ решает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью системы арбитражных судов; анализирует материалы изучения арбитражной судебной практики; дает при необходимости официальные разъяснения по вопросам судебной практики; решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой; по представлению председателя суда утверждает членов судебной коллегий и решает другие вопросы организационного характера. Результаты работы Пленума отражаются в его актах - постановлениях, обязательных для арбитражных судов Российской Федерации (п. 2 ст. 13 Закона об арбитражных судах). Пленум решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой и т.д.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные решения арбитражных судов, а также отдельные вопросы судебной практики, о чем информирует арбитражные суды.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации собирается по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Президиум этого суда собирается по мере необходимости. Кворумом для Пленума является наличие не менее двух третей его состава; для Президиума - присутствие большинства его членов. Голосование и в пленуме, и в президиуме открытое, постановления принимаются простым большинством голосов от числа присутствовавших.

Пленум Высшего Арбитражного Суда действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда, его заместителей и судей Высшего Арбитражного Суда. В его заседаниях могут принимать участие депутаты Совета Федерации и Государственной Думы, председатели Конституционного и Верховного Судов России, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции страны, председатели арбитражных судов. По приглашению председателя в заседаниях пленума могут принимать участие и другие должностные лица и граждане.

Статьи 18-19 Закона об арбитражных судах регламентируют порядок формирования судебных коллегий и судебных составов Высшего Арбитражного Суда, ст. 20 - полномочия Председателя Высшего Арбитражного Суда, предоставляя ему право принимать участие в заданиях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий. Правительства Российской Федерации.

Сказанное позволяет заключить, что в настоящее время система арбитражных судов четко организована и ее существование играет серьезную роль в обеспечении перехода к рыночной экономике.

Назад       Главная       Вперёд